Драка с музыкой. Кто защитит петербуржцев от шума?

Для жителя центральной части города быть недовольным шумом туриндустрии – обычное дело. В период белых ночей количество жалоб взлетает до небес. Был случай – пожаловались и в январе: на Малой Конюшенной повадился играть барабанщик. На вооружении у него была фонограмма аккомпанемента (с усилителем) ну и непосредственно барабан (тоже с усилителем). Возмущенные жители окрестных домов попросили «убрать поскорее этого идиота». Как говорится, ни музыку, ни драку не заказывали...

Драка с музыкой. Кто защитит петербуржцев от шума? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А сейчас активные горожане решили не ограничиваться разрозненными частными жалобами, а обратиться к властям с таким вот коллективным письмом:

«Мы доведены до исступления царящим под нашими окнами акустическим террором. По нашему мнению, попустительство властей (в частности, комитета по культуре и районной администрации) приводит к адскому шуму в историческом центре. Так, в 2016 году в непосредственной близости от наших домов на Малой Конюшенной улице начали проводить фестивали. Это пять месяцев концертов у памятника Гоголю. Музыка невероятной мощности. За эти годы мы, признаться, возненавидели песни советских композиторов. На первом этаже дома 11 по Малой Конюшенной – ресторан с музыкой, гремящей с утра до вечера...

Но более всего мешают жить уличные музыканты, выступления которых начинаются примерно в 12 часов и продолжаются допоздна: усилители, ударные инструменты... На звуки, естественно, собирается публика, которая тоже не молчит.

Нам, долгие годы наблюдающим за этим явлением, очевидно, что в этой отрасли царит четкая самоорганизация, места жестко поделены. Давным-давно у Гоголя играл джазовый ансамбль – без усилителей, спокойно и профессионально. Вот его приятно было слушать. Но в прайм-тайм его изгоняли свои же братья-музыканты. Потом он и вовсе пропал, и воцарились у нас рок-группы со своим электрогрохотом. Таким, что даже в квартирах мы нередко не слышим друг друга.

Ответы на наши письма в адрес властных структур – почти оскорбления. Чиновники пишут, что в вопросах уличного музицирования Петербург ориентируется на европейский опыт туристических центров. Хотелось бы отметить, что ни в одном уважающем себя городе в Европе музыканты не используют усилители.

Считаем, что такой вот «опыт» – это позор. Грохот явно не может быть способом привлечения туристов.

Группа жителей домов 8, 9, 10, 12, 15, 17, 19 по наб. канала Грибоедова и 10, 12, 14 – по Малой Конюшенной улице».

Газета неоднократно публиковала различные точки зрения на уличную музыку. Просила власти прокомментировать их. Но внятных разъяснений не получила: ни «за» уличных музыкантов, ни против них.

Свежий ответ на обращение горожан, подписанный замом главы комитета по культуре Федором Болтиным, датирован 1 октября 2020 года. Федор Дмитриевич прежде всего говорит о свободе творчества и самовыражения, которую гарантирует правовая система России. В первую очередь Гражданский кодекс и федеральный закон об основах законодательства РФ о культуре. А в законе «О полиции», подчеркивает чиновник, прописано, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений допустимо лишь в рамках федеральных законов. И тут же сообщает, что не существует ни федеральных, ни городских нормативных актов, регулирующих (запрещающих, разрешающих) уличное музицирование.

Далее Болтин информирует, что еще в 2018 году Совет Федерации предлагал федеральному правительству рассмотреть законопроект о регулировании деятельности музыкантов. Правительство предложение отвергло.

Добавим, что сейчас городской ЗакС пытается изобрести местный закон («Санкт-Петербургские ведомости» рассказали об этом проекте в номере от 7 октября в публикации «Пусть будет музыка!»), но пока, будем честны, документ получается расплывчатым. Во-первых, он рамочный. То есть авторы проекта пишут, что правила для музыкантов должны установить «уполномоченные органы». А их в свою очередь должно назначить городское правительство.

Во-вторых, из конкретного в проекте сказано лишь о максимальном уровне шума – не выше 60 децибел. К слову, по шкале громкости это уровень фонового звука присутственного места; громкий разговор – это уже 75 децибел, оркестр – 100 децибел. Но применительно к проекту ЗакСа все это чистая теория, так как фиксировать уровень шума в Петербурге некому. Квалифицированно это может сделать лишь Роспотребнадзор. Но он, как прозвучало на заседании комиссии ЗакСа, счел это трудновыполнимым из-за фоновых шумов.

Есть в проекте еще условие – не играть больше шести часов, причем в составе не более десяти музыкантов. Но тоже неясно, кто и как должен отслеживать соблюдение этих ограничений. Очевидно, что все подробности и уточнения авторы законопроекта стремятся переложить на «уполномоченные органы». Пусть они что-нибудь придумают.

До сих пор процесс придумывания шел не слишком активно. В городском законодательстве отыскались лишь два документа, в которых речь идет о рассмотрении уведомлений, касающихся проведения культурно-массовых мероприятий в не отведенных для этого местах, – два регламента оказания этой госуслуги. Один – комитета по культуре, второй – администраций районов.

Однако уличные музыканты «пришиты» к этим документам белыми нитками. По смыслу регламентов, речь в них идет о разовых мероприятиях: отдельных выступлениях, фестивалях и пр., собирающих не менее 500 зрителей. Исключение – площади Дворцовая, Исаакиевская, Искусств, Островского, Декабристов, Невский проспект, Стрелка, зона у Ледового дворца. 

(О том, что документы эти давным-давно устарели, говорит тот факт, что в перечне исключений еще присутствуют СКК и даже Стадион имени Кирова.) Уведомления о проведении мероприятий на этих территориях должны быть поданы при любом предполагаемом количестве зрителей.

При этом в регламенте комитета по культуре указаны... семь властных структур, с которыми необходимо взаимодействовать, чтобы рассмотреть уведомление. Включая, между прочим, управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

В общем, трудно поверить, что имеющиеся документы могут служить основой для систематизации уличного музицирования. К тому же ни там, ни там не идет речи о возможных санкциях за нарушения. По правовой логике, это должно быть прописано в Административном кодексе РФ и законе «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Но там имеются лишь пункты о наказаниях за шум по ночам, в выходные и праздничные дни «на защищаемых объектах», исчерпывающий перечень которых имеется в законе. Вот он: помещения и территории больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов; квартиры, номера гостиниц и жилые помещения общежитий; места общего пользования жилых домов, придомовые территории, детские и спортивные площадки на территории микрорайонов и групп жилых домов. Как видно, Невского проспекта и площадей в перечне нет. Так что ненаказуемо.

На одной из встреч с депутатами ЗакСа заместитель начальника правового управления ГУ МВД по Петербургу и области Мария Шкермонтова отметила: в полиции имеется информация о том, что за 2019 год жители города жаловались на шум тысячи раз. И большая часть криков «караул» поступила именно из Центрального района. Правда, стоит учесть, что далеко не все жалобы имеют отношение к уличным музыкантам. Бесят граждан ремонтные работы, мотоциклисты, ночные клубы, рестораны, зазывалы и еще десятки источников лишних шумов. Но что именно предпринято по этим жалобам? Такой информации в полиции нет.

В сухом остатке: законов, защищающих жителей от громкого музицирования, нет; грядущий закон тоже вряд ли решит эту задачу; в городе нет единого мнения об уличных музыкантах; органы исполнительной власти не жаждут получить дополнительную функцию; и не получается даже произвести объективную оценку уровня неудобства от шума...

Похоже, остается уповать лишь на то, что письма и жалобы пробудят интеллектуальный потенциал законодателей и инициативу «уполномоченных органов», которые смогут придумать, как быть.

#уличные музыканты #закон #шум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6785) от 15.10.2020 под заголовком «Драка с музыкой».


Комментарии