В Петербурге уличные музыканты будут выступать по правилам

Депутаты ЗакСа одобрили в первом чтении законопроект, который позволит уличным музыкантам знакомить горожан со своим творчеством, не боясь получить штраф.

В Петербурге уличные музыканты будут выступать по правилам | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

То, что будут какие-то перемены, музыканты почувствовали сразу, как только вышли на улицы после ослабления ковидного режима. Если раньше полиция в большинстве случаев ограничивалась предупреждением – «ребята, играйте потише», то в минувший месяц к выступающим тут же приезжал наряд и всех забирал в отделение: составлять протокол за нарушение закона о тишине или по статье КоАП о незаконном занятии земельного участка. Обычно жалобщиками выступали жители, которым мешают музыка и скопление зрителей на тротуаре.

И вот теперь законопроект. Речь идет не о запрете уличной музыки – в культурной столице должна быть свобода творчества, а о правилах и условиях ее исполнения.

На федеральном уровне закона, регулирующего такое творчество, нет. Это часть городской культуры. Во многих городах на улицах, в парках, в переходах метро поют и играют. Где-то больше, где-то меньше. Больше – у нас и в Москве. Но в столице уже несколько лет как все это происходит в рамках проекта «Музыка улиц». Определены места для выступлений, а деньги, что слушатели кидают в коробку или открытый футляр для инструмента, считаются пожертвованием.

В Петербурге решили принять закон. Заговорили об этом три года назад, и вот законопроект наконец готов. Конечно, пока он пройдет все три чтения и станет законом, музыканты будут выступать на свой страх и риск. Впрочем, особо активной «концертной деятельности» сейчас ожидать не приходится: не тот сезон, не та ситуация и не те слушатели, которые могли бы материально поддержать музыкантов (те рассчитывают прежде всего на гостей города).

К тому же некоторые маэстро временно остались без инструментов и ждут, когда их вернут после судебного разбирательства. Да, инструменты забирали, как, например, забирают у нелегальных торговцев их лотки, товар и кофемашины, посчитав барабаны и скрипки тоже средством извлечения доходов.

Уже сейчас опустели площадки, где можно было всегда встретить музыкантов. Нет их у подножия памятника Достоевскому, где играли и пели, сменяя друг друга по десять часов в сутки, разные исполнители. Нет их и у многих станций метро, в выходные дни в скверах. Все это не радует петербуржцев, многие из которых являются приверженцами полной свободы этого творчества: мол, пусть играют, где хотят. И только часть горожан – особенно жителей центра Петербурга – против.

А вот мнение тех, с кем удалось поговорить на улице. «В городе сегодня звучит только транспорт – грустно», «Музыка – это настроение. Что, у нас сейчас много поводов для положительных эмоций?», «Всегда останавливаюсь у играющих. Люди слушают, улыбаются, пританцовывают», «Живу на Садовой. Их бум-бум мне надоел. Пусть играют у себя дома на кухне»...

Новые правила должны защитить покой тех, кто живет рядом с местами «дислокации» уличных музыкантов. Где можно будет выступать – планируют определить адресно. В законопроекте пока такой конкретики нет. Но предполагается, что, например, на Невском проспекте можно будет музицировать только в шести местах, причем около учреждений культуры, которые подведомственны городу.

Заявки на разрешение играть на улице надо будет подавать в комитет по культуре, также места должны быть согласованы и с администрациями районов. Разрешение могут выдать на месяц, а то и больше. Выступать можно будет не более шести часов, коллективом не более десяти человек. Шум не должен превышать 60 децибел.

Если придерживаться этих правил, говорят исполнители, музыки из-за шума городского транспорта вообще не будет слышно... Так неужели для уличных музыкантов закон закроет улицы? И трубачу дяде Мише придется зачехлить свой инструмент, а барабанщику Сереже остаться дома при своих барабанах. А крепкие мужчины в камуфляжной форме, чьи песни гремели на несколько кварталов? Они и вовсе гастролеры. Разрешат ли им петь у станций петербургского метро?..

...Каждый раз, входя в парк Победы со стороны Московского проспекта, я прислушиваюсь – не звучит ли флейта? Пятнадцать лет здесь играл индеец кэчуа из Эквадора Инти Пакарино, «гастроли» продолжались по паре месяцев. Ковид закрыл границы, но, когда пандемия закончится, сможет ли приезжий из дальних и ближних мест выступать в Северной столице?

#уличные музыканты #творчество #ЗакС

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (6779) от 07.10.2020 под заголовком «Пусть будет музыка!».


Комментарии