До первого шторма. Данные яхтсменам обещания могут обернуться бедой
Постоянные читатели нашей газеты, возможно, автору этих строк попеняют: не слишком ли часто, мол, он обращается к ситуации в Санкт-Петербургском речном яхт-клубе профсоюзов? Последний раз мы рассказывали о ней, казалось бы, совсем недавно – 15 марта нынешнего года в статье «Битва за «золотую землю». Увы, за прошедшее время абсурд на Петровской косе достиг такого градуса, что оставаться равнодушным просто невозможно. Тем более что городская власть, похоже, по поводу всего происходящего там пребывает в святом неведении.
Фото Александра ДРОЗДОВА
Понтоны – на берег!
Вышедший недавно специальный выпуск известной городской газеты поразил меня «шапкой» на первой полосе: «Петербург сделал ставку на яхтинг». Кто, где, когда сделал у нас такую ставку?! В городе, где яхтинг уже много лет выжигают каленым железом, а выживает он по большей мере за счет энтузиастов. Где разгромлены практически все яхт-клубы и процветает лишь один, к которому город отношения не имеет, – существует он на деньги «Газпрома». Где, увидев случайно хоть одну заграничную яхту, прорвавшуюся через все препоны и рогатки, трешь себе кулаком глаза, как будто узрел пришельца с другой планеты...
Читаю – и буквально погружаюсь в дебри развесистой клюквы. Оказывается, Петербург ни много ни мало готовится стать «центром яхтенного туризма мирового уровня» и уже сегодня «способен принимать до 2 тысяч яхт и 15 тысяч туристов-яхтсменов в год». Правда, пока принимает в среднем около 200 бортов. А чего ж так слабо задействован столь грандиозный ресурс? – спросит любознательный читатель. Наверное, город на Неве просто не умеет себя подавать и мировая яхтенная общественность ничего о нем не знает? Выслушаем мнение квалифицированного эксперта.
– В городе сегодня практически нет мест для стоянки иностранных яхт, – говорит президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев. – Широко разрекламированная марина на форте «Константин» – это только стояночные места практически без какой-либо необходимой и привычной зарубежному яхтсмену береговой инфраструктуры.
Но и эти стоянки сейчас все заняты – там швартуются яхты из разгромленного Яхт-клуба профсоюзов. Кстати, раньше «иностранцы» еще могли остановиться в нем – там были сравнительно цивилизованные условия. Но теперь туда не только иностранные, но и далеко не все наши яхты пускают...
Да, тот, кто бывал на Петровской косе в прежние годы (а это, без преувеличения, тысячи яхтсменов, которым она дала «путевку в море»), попав сюда сегодня, горестно разведет руками. Гигантская акватория почти пуста – из 350 стояночных мест заняты, дай бог, несколько десятков. Будто Мамай прошел! Как, вероятно, помнят наши читатели, в роли Мамая год назад выступили судебные приставы. Они потребовали исполнить решение суда от 2011 года об освобождении акватории от всякого имущества, не принадлежащего Высшей школе спортивного мастерства (ШВСМ). Оная школа, заключив с Невско-Ладожским бассейновым управлением два договора водопользования, стала фактическим «хозяином» воды вокруг Петровской косы. А на предложения яхт-клуба как-то договориться о совместном водопользовании отреагировала индифферентно. Более того – ШВСМ подала на яхт-клуб иск в размере 308 миллионов рублей за то, что все эти годы тот незаконно пользовался «чужой» акваторией. Прошлым летом арбитраж этот иск удовлетворил, оставив, правда, от всей суммы 35 тысяч. А недавно ШВСМ подала его снова в прежнем объеме «по вновь открывшимся обстоятельствам».
В итоге же исполнения решения десятилетней давности добротные, сертифицированные и каждый год принимаемые ГИМСом понтоны, к которым швартовались крейсерские яхты (как клубные, так и частные), оказались вытащенными на берег. Подведенные к ним сети электро- и водоснабжения ликвидированы, а сходни и трапы вывезены «в неизвестном направлении». Короче говоря, руками слуг закона было сделано все, чтобы яхт-клуб тихо погиб.
Однако городские власти поклялись, что этого не допустят.
«Самострой на воде»
В вышеупомянутой публикации мы цитировали датированные началом года официальные письма руководителей города и ШВСМ, в которых проблему с понтонами обещалось решить в ближайшие месяцы, чтобы не сорвать летнюю навигацию. Передо мной – еще два письма: от председателя комитета по физической культуре и спорту Антона Шантыря (4 апреля) и от вице-губернатора Бориса Пиотровского (30 апреля). Текст их абсолютно идентичен, и в обоих дается обещание в течение мая разместить в акватории Петровской косы «комплекс бетонных причальных сооружений».
И вот мы с командором яхт-клуба Валентином Наумовым стоим на берегу и лицезреем результат этих обещаний. Как выяснилось, планируемая «закупочная процедура на оказание услуг по изготовлению, доставке и монтажу комплекса причальных сооружений для швартовки (стоянки) парусных и моторных судов» по каким-то причинам не состоялась, и ШВСМ взяла в аренду понтоны у Яхт-клуба Санкт-Петербурга. Их отбуксировали из Лахты, привязали к берегу, но...
– Эти сооружения установлены с массой нарушений регламента, – заявляет Наумов. – Само собой к ним не подведены ни электричество, ни вода – ведь эти коммуникации принадлежат клубу, а не ШВСМ, и они сняты по решению суда. Кроме того, понтоны не закреплены, как положено, на бетонные опоры – «мертвяки». Не дай бог, случится шторм – их запросто оторвет вместе с пришвартованными яхтами. К тому же они пришли сюда в «голом» виде – без сходней, трапов и швартовочных кнехтов. Все это яхтсмены сделали сами, на скорую руку. Никакая техника безопасности здесь, что называется, и не ночевала. Естественно, никакая официальная инстанция эти причальные сооружения не принимала и никогда не примет. Чистейший «самострой»! Все – только до первого несчастного случая...
Дальше, как говорила героиня известной детской книжки, все чудесатее и чудесатее. Едва ли не половина заветных понтонов (которые, кстати, ШВСМ и не нужны, поскольку предназначены для больших яхт, а их у школы нет) стоят пустые. Для того чтобы пришвартовать к ним парусное судно, один из членов его экипажа должен зарегистрироваться... в Василеостровском центре спорта и здоровья. Почему именно там, ведь Петровская коса – на территории Петроградского района, никто не понимает. Более того, это условие ни в каких документах не прописано, а высказано лишь в устной форме. Наумов обратился к директору ШВСМ Елене Морозовой (ныне, кстати, уже уволенной) с письмом, в котором попросил разъяснить эту ситуацию, а также уточнить порядок стоянки – контроль прихода-выхода яхт, работу боцманской службы, необходимую для безаварийной работы. Однако ни на один из этих вопросов она не ответила. Раньше безопасность у причалов и на воде контролировал яхт-клуб. Теперь, похоже, за нее никто не отвечает.
По имеющимся данным, в указанном центре сейчас зарегистрировались более сотни яхтсменов, и ныне прием прекращен – там явно не знают, что с этими людьми делать. Хотя для них сейчас создана специальная ставка инструктора, функции которого совершенно непонятны. Тем не менее зарплату из госбюджета он получает исправно.
Вообще при взгляде на всю эту картину создается впечатление, что государственные деньги в ШВСМ (которая, между прочим, подчиняется городскому комитету по физкультуре и спорту) не особо-то берегут. Зачем было взваливать на себя бремя «владения» акваторией, большая часть которой для тренировочного процесса, похоже, не используется? Зачем было тратить свыше миллиона рублей на аренду временных понтонов, когда вот тут же, на берегу, лежат совершенно бесплатные и гораздо более пригодные к употреблению? Зачем заводить специальный штат охраны в деревянных будках для надзора за полупустой причальной стенкой? Зачем просить у яхт-клуба провести туда электричество, которое было только что снято во исполнение решения суда?
Увы, получив в свое ведение вместе с водой это причальное сооружение общей длиной более километра, школа с ее 54 легкими яхтами, что называется, откусила кусок, который не может проглотить. Между тем стенка, стоящая без ремонта уже 40 лет, начинает потихоньку разрушаться, и на ее восстановление понадобятся серьезные средства. Можно было бы немножко заработать на стоянке яхт, как это прежде делал клуб. Но... школе, видимо, деньги не нужны – с тех, кто получил право стоять на ее воде, она сегодня не берет ни копейки. Аттракционом неслыханной щедрости пользуются даже две коммерческие структуры, организующие платные «покатушки». Раньше они платили яхт-клубу (платят и теперь, но уже только за аренду помещений), а ныне делают бизнес за счет доброго государства.
Рейдеры с колясками
Так что же дальше – в глобальном, так сказать, плане? Судя по всему, ясности по этому поводу нет ни у кого.
Вот широко обсуждавшаяся еще несколько месяцев назад (о чем подробно рассказано в вышеупомянутой статье) идея создания на Петровской косе межвузовского студенческого яхт-клуба. В конце прошлого года комитет по физкультуре и спорту представил «дорожную карту», где создание новой структуры было расписано пошагово. В соответствии с ней, главная ответственность за организацию клуба должна была лечь на Морской технический университет (Корабелку). Его ректор Глеб Туричин в беседе с автором этих строк (дело было в феврале нынешнего года) заверил, что клуб будет создан, Петровская коса волшебно преобразится, и там будет яхтенный порт мирового класса. Настало лето, пора самой активной парусной жизни, и я решил поинтересоваться у Туричина, как там идет процесс. Через пресс-службу получил ответ: никак не идет, у Глеба Андреевича сейчас есть более важные дела.
В самом же Речном яхт-клубе (на базе которого должен был возникнуть еще и студенческий) признались: да, новая структура функционирует. Занятия со студентами Академии госслужбы проводят два опытных яхтенных капитана – абсолютно бесплатно, на голом энтузиазме. Как они, впрочем, это делали и до того. На практику слушателей пристраивают в экипажи к своим друзьям. Ни город, ни какие-либо спонсоры в это дело ни копейки не вкладывают. Хотя, возможно, кто-то отчитывается о том, что студенческий яхт-клуб процветает...
1 апреля на Петровской косе прошло выездное совещание при участии вице-губернатора Бориса Пиотровского. На нем руководители комитета по физической культуре и спорту вновь озвучили уже ранее высказанную идею: эту землю надо отобрать у профсоюзов, передать городу и сделать на ней общегородской яхт-клуб. Однако, как рассказывают присутствовавшие на совещании, на прямой вопрос Пиотровского о концепции предлагаемой структуры внятного ответа не последовало. Похоже, дальше выдавливания профсоюзов с «золотой земли» фантазия чиновников не идет.
Впрочем, весьма вероятно, что в скором времени это выдавливание произойдет само собой, по факту. Над Петровской косой нависает творение «ЛенСпецСМУ» (о скандалах, связанных с этой фирмой и ее владельцем Заренковым, наша газета рассказывала уже не раз) – элитный жилой комплекс, который через год-два заселят. От «большой земли» он отделен гигантской промзоной, и единственное место, куда его жители смогут выйти подышать свежим воздухом, это территория яхт-клуба. Тихий рейдерский захват совершат мамочки с колясками и хозяева выгуливаемых собак. Они и подведут большую жирную черту под мечтой о «центре яхтенного туризма мирового уровня».
P. S. Когда материал готовился к публикации, автор этих строк встретился с заместителем председателя комитета по физической культуре и спорту Андреем Хортом. Суть его взгляда на ситуацию вкратце могу изложить так:
1. Понтоны, установленные взамен снятых, имеют то неоспоримое преимущество, что они законны. Их качество – забота ШВСМ.
2. Необходимость регистрации в Василеостровском центре спорта и здоровья – одно из условий договора о водопользовании. Вода – только для спортсменов. Таковым стал каждый зарегистрировавшийся. Инструктор центра с ними независимо от их статуса и ранга будет проводить совместные тренировки.
3. Работа межвузовского студенческого клуба тормозится из-за пандемии. Но студенческие соревнования уже проводятся. Хотя это, конечно, еще не клуб.
4. Да, возможно, на Петровской косе лучше сделать рекреационную зону для горожан. Ну и немного места оставить для яхт.
Короче, все будет хорошо. Но неизвестно, когда и в каком виде.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6983) от 09.08.2021 под заголовком «До первого шторма...».
Комментарии