Битва за «золотую землю». Старейший в России яхт-клуб ждут перемены

Лакомый кусок земли площадью 13,5 га между Малой Невкой и Малой Невой уже много лет является яблоком раздора. Располагающийся здесь Центральный речной яхт-клуб выдерживает атаку за атакой. Концепции его развития шумно обсуждались в яхтенном сообществе, и был момент, когда казалось, что городские власти одну из них все-таки приняли. Но... не срослось. И вдруг – как гром среди ясного неба: город хочет купить «золотую землю» и создать на ней межвузовский студенческий яхт-клуб.

Битва за «золотую землю». Старейший в России яхт-клуб ждут перемены | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Путь к чужому причалу

О том, что старейший в России яхт-клуб фактически приговорили к смерти, наша газета рассказала 4 августа прошлого года в статье «Удары ниже ватерлинии». Во исполнение решения арбитражного суда судебные приставы повесили замки на выходах к воде. Понтоны, к которым швартовались яхты, вытащены на берег. Обеспечивавшие к ним доступ сходни и трапы вывезены.

Напомним, территорией Петровской косы, где располагается клуб, на правах бессрочного пользования владеют профсоюзы. А два договора на водопользование, «накрывающие» всю окружающую акваторию, в 2017 году были заключены со Школой высшего спортивного мастерства по водным видам спорта (ШВСМ).

В распоряжении автора этих строк – недавняя переписка руководства Ленинградской федерации профсоюзов (ЛФП) с властями города. Председатель ЛФП Владимир Дербин неоднократно сообщает о том, что все попытки договориться с ШВСМ о совместном водопользовании закончились неудачей.

В ответ город предлагает ему оригинальное решение: передать свои понтоны школе на безвозмездной основе, а потом... брать их у нее в аренду. Ибо та «не имеет правовых оснований для их последующего предоставления на бесплатной основе для швартовки яхт, не относящихся к учреждению».

Дербин изумлен. «Вы требуете, чтобы за швартовку судов членов Яхт-клуба к понтонам, принадлежащим Яхт-клубу, яхтсмены еще же и платили... – пишет он. – Финансовая экономия, полученная от использования чужого имущества, при этом, видимо, не должна учитываться?»

Город делает изящный ход в сторону: «...до конца текущего года (письмо датируется 25 января 2021-го. – М. Р.)... будет организована закупочная процедура на оказание услуг по изготовлению, доставке и монтажу комплекса причальных сооружений для швартовки (стоянки) парусных и моторных судов для проведения международных, всероссийских и городских соревнований по парусному спорту (далее – тяжелые понтоны)... Завершение указанных работ планируется до начала сезона навигации – в апреле 2021 года».

Информацию о закупке «тяжелых понтонов с подходящими техническими характеристиками для стоянки крейсерско-гоночных яхт» в своем недавнем письме в редакцию подтвердила и директор ШВСМ Елена Морозова. Судя по ее словам, на Петровской косе школа держит 52 легкие яхты, поэтому истолковать приобретение явно избыточного имущества можно вполне однозначно: ШВСМ собирается зарабатывать деньги, сдавая понтоны в аренду. Не исключено, что и тем самым 60 профсоюзным «крейсерам».

Почему нужно тратить государственные деньги на покупку новых понтонов, когда есть вполне пригодные старые (каждый год их освидетельствует и аттестует ГИМС, что подтверждается документами), которые ныне лежат на берегу? Дербин этого даже не обсуждает. Он отсылает городские власти к приказу № 540 министра МЧС России Евгения Зиничева «Об утверждении Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации», вступившему в силу с 1 января 2021 года.

Данные базы, говорится в нем, это «комплексы технологически связанных между собой зданий, сооружений и оборудования». Они работают под единым руководством по строго определенным правилам и каждый год до начала эксплуатации проходят освидетельствование органами ГИМС. Другими словами, никакого такого бреда – «у одних вода, у других земля» – отныне быть не может.

Само собой, чтобы встать на рельсы закона к началу навигации, указанный в приказе единый комплекс надо иметь в ближайшие месяц-два. А вопрос с доступом яхтсменов к воде должен быть решен уже сейчас. Но этого нет даже близко!

Купим косу... для студентов

Однако оказалось, что у городской власти есть «туз в рукаве». 10 февраля нынешнего года глава ЛФП получил письмо от председателя комитета по физической культуре и спорту Антона Шантыря. Признавая значимость Центрального яхт-клуба для города и уникальность занимаемой им территории, он тем не менее констатирует, что та «нуждается в модернизации и дальнейшем развитии».

А поскольку сегодня «представляется маловероятным выделение необходимых средств на реализацию соответствующих мероприятий», предлагает ЛФП... продать городу все принадлежащие ей и находящиеся на Петровской косе объекты недвижимости по цене от 250 до 310 миллионов рублей, а яхты просто «передать в пользование» ШВСМ или иным спортивным структурам.

Тогда наконец на косе будет один хозяин и найдутся средства и на благоустройство территории, и на ремонт зданий, и на понтоны, и на прочую красивую жизнь.

Разумеется, хозяева клуба, наученные многолетним опытом различных рейдерских атак, сразу заподозрили неладное. Профсоюзы – этот «реликт социализма» – давно уже стали костью в горле у многих желающих «облагородить» Петровскую косу. Яхтсмены убеждены: как только этот бастион падет, всех их тут же «вынесут вперед ногами». Собственно, упомянутая в данном письме «организация спортивно-рекреационной зоны общего пользования» дает для их страхов все основания. И потому профсоюзный лидер на столь «лестное» предложение с удовольствием бы ответил «нет», но... взял тайм-аут, ибо прямо отказать не может.

Яхт-клуб2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Нынешняя попытка переформатировать жизнь на косе имеет гораздо больше шансов на успех, чем все предыдущие, ибо связана с «предложением, от которого невозможно отказаться». Вышеупомянутую статью в нашей газете мы закончили сообщением: на Петровской косе планируется создать межвузовский студенческий яхт-клуб. Основание – выполнение поручений президента РФ и губернатора города. Тогда еще никто не понимал, что это значит. Сегодня ясности больше, но картина, прямо скажем, вырисовывается весьма противоречивая.

Гадание на «дорожной карте»

В принципе все, кто имеет отношение к этой теме, саму идею создания такого клуба оценивают очень даже позитивно. Студенческий спорт популярен во всем мире, в последние годы развивают его и в России. В числе прочих есть у нас и Студенческая парусная лига. Один из этапов соревнований на ее кубок должен пройти в Петербурге с 20 по 24 апреля нынешнего года. На невских берегах у лиги есть отделение, которое возглавляет Дмитрий Жайворонок – руководитель недавно созданного студенческого яхт-клуба «Зигзаг». Базируется он, кстати, тоже на Петровской косе и имеет флот из оригинальных яхт собственной конструкции.

Более того, в нашем городе уже 14 лет успешно работает неформальный межвузовский студенческий яхт-клуб. Лучшие яхтсмены Северной столицы абсолютно бесплатно (!) ведут там занятия, которые посещают представители едва ли не всех вузов Петербурга. Проводится для них и плавательная практика.

Так или иначе студенты присутствуют во всех питерских яхт-клубах, ходят под парусом в составе разных экипажей, многие потом остаются в яхтинге на всю жизнь. Правда, вузовских яхт-клубов, которых в советское время было в городе немало, не осталось ни одного. Свой флот в количестве 12 яхт сохранила только Макаровка. И вот – первыми в России! – студенты-яхтсмены соберутся под флагом официального межвузовского клуба.

Но... дьявол, как всегда, в деталях. Как, на какие средства, какими силами и на какой материальной базе реализовать эту прекрасную идею? Вот тут, что называется, кто в лес, кто по дрова.

Координатором проекта стал городской комитет по физкультуре и спорту. Там создали рабочую группу, провели несколько совещаний и предложили заинтересованным сторонам (а интерес проявили более десятка вузов) изложить свое видение темы. На обсуждение поступили четыре концепции общим объемом 52 страницы. Изучив их, в конце прошлого года комитет представил «дорожную карту», где создание новой структуры было расписано пошагово. На бумаге – «мир, дружба, счастье». А на деле...

Заместитель председателя комитета Андрей Хорт в беседе с автором этих строк заявил, что главная ответственность за организацию клуба лежит на Морском техническом университете (Корабелке). Собственно, во многих официальных документах так и сказано – «клуб при ГМТУ». Однако его ректор Глеб Туричин, которому я передал эти слова, очень удивился: «Участвовать в этом организационно мы не можем. Не имеем права. Только на уровне концепции». Тем не менее Глеб Андреевич уверен, что клуб будет создан, а Петровская коса волшебно преобразится. Там будет яхтенный порт мирового класса!

Яхт-клуб7_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– А как же прошлогоднее решение Законодательного собрания о том, что эта территория включена в перечень зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) и там нельзя ничего строить? – спросил я.

– Если президент увидит, что его поручение не выполнено, – заявил Туричин, – он пришлет товарищей с хорошим юридическим образованием, и тогда выяснится: кто писал этот закон, зачем писал? Не заплатил ли ему кто-то?

В памяти моей невольно всплыли слова директора частного учреждения (ЧУ) «Центральный речной яхт-клуб» Вадима Епишина, сказанные мне прошлым летом: «Я уверен: клуб кто-то заказал. И заказчик, думаю, даже не в Петербурге, а повыше. Когда нас отсюда выдавят, ЗНОП отменят, и с этой земли девелоперы снимут «золотой» урожай».

А паруса не поднимут?

Не исключено, что Вадим Александрович имел в виду и фирму «ЛенСпецСМУ» (группа «Эталон») – возводимые ею многоэтажные гиганты буквально «нависают» над территорией клуба, будто пытаясь ее поглотить. Хотя злые языки поговаривают и о скрытых интересах самого Епишина. В недалеком прошлом весьма успешный девелопер, он сегодня активно участвует в создании межвузовского студенческого яхт-клуба. И возглавляемое им ЧУ даже стало соучредителем одноименного АНО – вместе с Корабелкой, Университетом им. Лесгафта и созданной в прошлом году Федерацией парусного спорта Санкт-Петербурга.

Последняя, напомним, является альтернативой Санкт-Петербургскому парусному союзу, и членство в ней теперь является «пропуском» на профсоюзные яхты для яхтсменов, которые многие годы на них ходили. Раскол в парусном мире (мы подробно писали об этом в вышеупомянутой статье), таким образом, вырвался из узкого круга в публичное пространство.

– Почему учредителем клуба становится именно эта организация, а не официально аккредитованный Парусный союз, мне лично непонятно, – заявил Хорт.

Как говорят, появление этого «междусобойчика» заставило недоумевать и представителей других вузов, проявивших интерес к созданию клуба. Первоначально они тоже собирались стать его соучредителями, но их почему-то «забыли». Кто и какие интересы сейчас отстаивает, можно гадать сколько угодно. В этой борьбе за «золотую землю», похоже, никто никому не верит.

– Студенты – это способ убрать отсюда профсоюзы, – сказал мой старый приятель, один из известных питерских яхтсменов. – Когда же поляна освободится, студентов попросят выехать куда-нибудь в Кронштадт. А здесь сделают то, что нужно взрослым дядям.

...Сегодня на Петровской косе тишина. Поднятые на берег яхты покрыты снегом. Скоро снег растает, но паруса они, скорее всего, так и не поднимут. Руководство клуба официально заявляет, что впервые за много десятилетий навигация может быть сорвана. Впору вспомнить бессмертные слова известного сатирика: какой тут борщ, когда такие дела на кухне!

#яхт-клуб #строительство #конфликт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (6881) от 15.03.2021 под заголовком «Битва за «золотую землю»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.