Мода затянула пояса. Пандемия коронавируса подпортила весенний шопинг

Весна - время покупать новые наряды. Однако в этом году весенний шопинг подпортила неблагоприятная эпидемиологическая обстановка. В результате производители и продавцы одежды затягивают модные пояса и думают о вынужденном закрытии. А эксперты делают неутешительные прогнозы о том, что торговля одеждой нынешним летом зафиксирует рекордное падение, потянув за собой всю модную индустрию.

Мода затянула пояса. Пандемия коронавируса подпортила весенний шопинг | Иллюстрация Anton Vatman/shutterstock.com

Иллюстрация Anton Vatman/shutterstock.com

Нарядный кризис

Производителям и продавцам одежды в этом году не позавидуешь. По предварительным прогнозам, в 2020 году потери отрасли модной индустрии в денежном выражении могут составить более 20%, если самоизоляция россиян из-за распространения коронавируса продлится до майских праздников, и более 30%, если такой режим сохранится до начала лета текущего года. Причин много.

Во-первых, многие бренды так и не распродали зимнюю коллекцию из-за аномально теплой зимы. Во-вторых, они недополучили новые весенне-летние коллекции, которые должны были прийти из Китая, Италии и других стран-поставщиков.

С осенней коллекцией, скорее всего, будут не только задержки, но и удорожание одежды. Важно, что в данном случае речь идет не об одной готовой продукции. Товары модной индустрии с ярлычками «сделано в России» также очень зависимы от поставок из КНР тканей, нитей, сырья для производства обуви. Заменить страну-поставщика без потерь дорого и очень сложно, особенно в нынешних условиях.

Не исключено, что некоторые товары попадут в разряд дефицита. Уже сейчас на многих азиатских фабриках наблюдаются многочисленные отказы от заказов. Так, в швейной промышленности Бангладеш, которая считается вторым по величине мировым экспортером одежды после Китая, уже было отозвано заказов на 2,6 миллиарда долларов. И в ближайшее время эти отмены будут продолжаться.

В-третьих, не оптимизируют деятельность отрасли ограничения работы ТРЦ и скачок курса валют. Уже понятно, что в России ожидается снижение покупательской активности на товары массового спроса. Низкий спрос на моду станет нормой, и наряды отойдут на третий план. Соответственно, ретейлерам и производителям, которые выживут, стоит понимать, что в ближайшем будущем потребители переориентируются на товары низкого ценового сегмента.

Открытий не будет

В результате многие ведущие представители одежного, обувного и парфюмерного ретейла обратились к управляющим компаниям торговых центров с просьбой снизить арендные платежи. В этом списке «Зара СНГ» (Zara, Stradivarius, Oysho, Bershka, Pull&bear и другие), ООО «Ре Трэйдинг» (Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay), «Золотое яблоко» и «Рив Гош».

ТРК пока не дали однозначного ответа. Однако, по мнению экспертов, в их интересах пойти навстречу своим арендаторам и поддержать тех, кто сможет пережить кризис. Тем более что сохранить полный комплект нынешних арендаторов не сможет ни один торговый комплекс. Согласно прогнозам аналитиков Colliers International, по итогам года свободные площади в сегменте стрит-ретейла и ТРЦ заметно увеличатся.

«В ближайшей перспективе найти нового арендатора на прежних условиях будет достаточно сложно, - комментирует заместитель директора департамента стрит-ретейла Colliers International Лариса Еремина. - Новый арендатор будет вести переговоры с учетом изменившихся реалий рынка, и нельзя сказать, что условия станут более привлекательными, чем с нынешним партнером».

По данным консалтинговой компании IPG.Estate, на начало 2020 года в Петербурге общий объем торговых площадей составлял более 4 млн кв. м. При этом в последнее время активность появления новых ТРК в Петербурге была невелика. Самым заметным объектом, открывшимся в городе в 2019 году, стала первая очередь аутлета Fashion House.

К сожалению, от отмены ПМЭФ, чемпионата Европы по футболу и других масштабных мероприятий одними из первых пострадают те, чья прибыль зависит от туристического потока: сувенирные лавки, магазины премиальных брендов на главных торговых улицах и ТЦ, бутики при дорогих отелях в историческом центре. Все, кто планировал открытие новых торговых точек в течение двух ближайших кварталов, вряд ли решатся на этот шаг в нынешней ситуации. Уже сейчас те, кто планировал продавать объекты коммерческой недвижимости, снимают их с продажи

Спасительный онлайн

На данный момент правительство разрабатывает список мер, которые должны помочь ретейлерам, поставщикам и производителям пережить сложный период. Хотя, по мнению аналитиков, их будущее оставляет желать лучшего. Особенно если они не решатся на кардинальные перемены.

Один из выходов, который уже активно практикуют многие представители индустрии моды, - сокращение маркетинговых акций, рекламы и мероприятий, ориентированных на офлайн, и переориентация на взаимодействие с потребителями в онлайн-формате. Уже сейчас видно, что самоизоляция россиян спровоцирует рост интернет-продаж, возможно, до 30% к концу года.

В списке тех, кто уже активно реализует товары на виртуальных платформах, - BNS Group (Calvin Klein, Michael Kors, Karl Lagerfeld), «Трейд менеджмент» (Lady & gentleman City, Armani Exchange). Недавно появилась информация о том, что петербургская марка модной одежды Sultanna Frantsuzova полностью закрывает свои магазины и переводит бизнес в онлайн-формат.

МЕЖДУ ТЕМ

По данным ФТС России, импорт в нашу страну из Китая товаров группы «Текстиль» в 2019 году составил 4,96 млрд долларов. В основном импортировались «предметы одежды и принадлежности (кроме трикотажных)» - 37% и «предметы одежды и принадлежности трикотажные, машинного или ручного вязания» (28%).

В частности, в Петербург из КНР было импортировано 11,9% «текстиля», в Ленинградскую область - 0,7%. Кроме Китая, который в структуре импорта по странам (товаров из группы «Текстиль») на первом месте (33,8%), мы получаем товары данной группы из Бангладеш (8%), на третьем Белоруссия (6,9%), на четвертом - охваченная эпидемией Италия (6%), на пятом - Турция (около 5,8%).

#мода #одежда #коронавирус

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6659) от 13.04.2020 под заголовком «Мода затянула пояса».


Комментарии