Энергосервисные контракты помогут урегулировать отношения между поставщиками и потребителями энергии

Так уж исторически повелось, что отношения энергетиков с бюджетными организациями, мягко говоря, далеко не всегда были теплыми. Зачастую те и другие становились конкурентами друг другу: бюджетные структуры нуждались в «подключении мощностей», а энергетики не хотели терять крупных потребителей электроэнергии. Наконец-то был разработан юридический механизм, позволяющий системно снимать проблемы, возникающие между поставщиками и потребители энергии.

Энергосервисные контракты помогут урегулировать отношения между поставщиками и потребителями энергии | Энергетический сектор - основа экономического развития страны и регионов. При этом важно, чтобы интересы бюджетной и социальной сфер учитывались и производственниками. ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

Энергетический сектор - основа экономического развития страны и регионов. При этом важно, чтобы интересы бюджетной и социальной сфер учитывались и производственниками. ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

Речь идет об энергосервисных контрактах (ЭСК), которые постепенно внедряются в бюджетную сферу Петербурга. Еще недавно многие говорили об этом с немалым сомнением. Оно и понятно: как бы ни дорожали коммунальные услуги, бюджетники получали электричество и тепловую энергию, не задумываясь об их экономии, и такая ситуация казалась незыблемой. Но лед тронулся: при содействии ГБУ «Центр энергосбережения», подведомственного Смольному, 45 городских больниц, школ и детсадов уже заключили контракты с энергосервисными компаниями, и процесс этот, считают специалисты, будет только нарастать.

Замена оборудования, благодаря которому в таких зданиях тепло, светло и комфортно, на более современное происходила за счет бюджетных отчислений и раньше, но слишком уж медленно. Эта работа и на одном объекте бьет по карману, а по всему городу и вовсе оценивается в огромные средства, учитывая количество школ, лечебниц и т. д.

Конечно, необязательно выкладывать деньги из городской казны - механизм привлечения на эти цели частных инвестиций известен давно. Но обращались к нему в России лишь самые смелые организации и регионы: это было исключением из правил. А в Петербурге точкой отсчета стал декабрь 2018 года, когда специалистам удалось заключить сразу шесть ЭСК, пробив в этом бастионе, казавшемся неприступным, первую брешь.

Дальше стало легче: в первом полугодии 2019-го таких контрактов насчитывалось уже больше 20, теперь число их приближается к полусотне. А общая сумма привлеченных инвестиций оценивается более чем в 200 млн рублей. И это только начало: каждые полгода энергосервисный «вал» будет нарастать, по некоторым оценкам, чуть ли не вдвое.

С одной стороны, ЭСК выгодны всем. Бюджетники, не тратя ни копейки, обретают более качественное оборудование, позволяющее бережно расходовать свет и тепло (сначала на период сервисного обслуживания, а после окончания контрактного срока - навсегда). А инвесторы возвращают свои деньги за счет ощутимой - до 30% по тепловой энергии и до 70% по освещению - экономии энергоресурсов. При этом петербургский Центр энергосбережения готовит почву для ЭСК и отслеживает по ним ситуацию.

В общем, схема внятная и довольно прозрачная. Но изменить сознание получателей этого сервиса оказалось сложнее, чем правила игры. Правовые основы для подобной работы в России появились десять лет назад, когда вышел 261-й федеральный закон, содержавший необходимый раздел, а чуть позже, в 2010 году, и постановление правительства РФ, включавшее подзаконные акты. Тогда же были внесены изменения в Бюджетный кодекс: представителям социальной сферы дали возможность выходить в расчетных показателях за рамки трехлетнего бюджетного срока, охватывая все время действия ЭСК, то есть 5 - 7 лет.

Нормативную базу пришлось корректировать также на региональном уровне. Во многом по этой причине системно «подтягивать» к энергосервису бюджетников не получилось и в Петербурге, где первая такая ласточка появилась (в Кронштадтском районе) лет пять назад. Но с той поры была проведена серьезная работа, отмечает Павел Карастелин, начальник одного из отделов СПбГБУ «Центр энергосбережения», координирующего эти проекты.

В каждом районе города сотрудники центра обследовали многие объекты, чтобы понять, сколько электроэнергии и тепла эти госучреждения потребляют и где можно сэкономить, установив нужное оборудование, больше всего. А затем провели обучающие семинары, поведав директорам бюджетных организаций и чиновникам, отвечающим за это направление, почему стоит идти по такому пути и каков алгоритм их действий.

«Кроме того, в закупочные процедуры внесли изменения, доработали автоматизированную систему госзаказа и бюджетного планирования, нацелив ее на ЭСК. Занималась этим рабочая группа, куда вошли представители ряда городских комитетов и администраций районов, а первых участников действительно непростого процесса специалисты вели буквально за руку», - продолжает Карастелин.

Как обновляются системы освещения и отопления? В первом случае подрядчик ставит светильники, рассчитанные на более экономичные светодиодные лампы (утилизируя ртутные и люминесцентные), вписываясь в санпиновские нормативы. А во втором внедряет систему автоматического погодного регулирования, которая обеспечивает в здании наиболее комфортную температуру в зависимости от погоды за окном, времени суток и календаря (будни - выходные).

Одни организации настроены на экономию тепла, другие увлеклись только освещением: комплексную модернизацию этих систем, что сложнее и дороже, проводят пока реже. Тем не менее результат не замедлил сказаться: в одном только Калининском районе, лидирующем по энергосервису (там заключено больше половины петербургских ЭСК), подписаны контракты на общую сумму более 80 млн рублей, а пользу от них почувствовали десять школ и девять детсадов. Ее ощутили также в Красногвардейском, Красносельском, Фрунзенском и других районах.

Оценивать плоды общих усилий, правда, следует пока осторожно: работа лишь началась и какие подводные камни встретятся на этом пути, можно только предполагать. Ведь, по условиям контракта, компании-исполнители берут на себя все технологические риски, обещая поддерживать оборудование в рабочем состоянии, и, если оно выйдет из строя, менять его быстро, порой в считанные часы. А норма рентабельности закладывалась, исходя из расчетов, правильность которых следует опять же проверить на практике.

Словом, этот инструмент привлечения внебюджетных средств в социальную сферу, видимо, еще предстоит налаживать. А вот то, что без него не обойтись, сокращая коммунальные издержки, уже очевидно.

#энергетика #документы #договор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6606) от 20.01.2020 под заголовком «Примирение по контракту».


Комментарии