«Кристоф» во льдах

Мощный арктический газовоз, построенный для России на южнокорейской верфи «Самсунг», обрел имя в петербургском порту «Бронка». Танкер (он будет перевозить сжиженный газ с Ямала) был назван «Кристоф де Маржери» в честь президента компании Total, погибшего в аэропорту «Внуково» в 2014 г. Выход танкера-газовоза в арктический поход - важное событие для недропользователей. Ведь теперь можно говорить о реальной отдаче от работ на арктическом шельфе России. Впрочем, это не единственная отраслевая тенденция.

«Кристоф» во льдах | Иллюстрация Quka/shutterstock.com

Иллюстрация Quka/shutterstock.com

Импортозамещение. Два новых кластера, объединяющих инновационно-промышленный потенциал Северо-Запада, появится в Петербурге. Один займется оборудованием и технологиями сжижения природного газа, другой - освоением ресурсов Арктики и Мирового океана. С таким предложением выступил «Газпром».

Первым шагом в создании кластеров станет формирование органа, отвечающего за организационное и экспертное сопровождение проектов. Также газовики планируют открыть в Петербурге инжиниринговые центры для решения аналитических задач и подготовки специалистов. Еще два года уйдет на выпуск и сертификацию опытных образцов, а с 2021 г. намечено наладить промышленное производство оборудования.

Кадры. Российские вузы могут вернуть завоевания советской поры благодаря правительственному проекту «Экспорт образования». По этой позиции Россия входит в число стран-лидеров, уступая США, Канаде, Британии и еще двум-трем европейским державам. Но международный рынок образовательных услуг растет: в 2025-м ими будут пользоваться уже свыше 7 млн человек.

Чтобы успешно конкурировать с зарубежной высшей школой, правительство РФ собирается сформировать особый университетский консорциум. В него могут войти и петербургские вузы с высоким рейтингом, готовящие горных инженеров и других специалистов для сырьевых отраслей. Ожидается, что меры господдержки позволят увеличить число иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в России, в три с половиной раза.

Инфраструктура. Участники проекта «Северный поток-2» снизили финансовые риски при строительстве второго трубопровода протяженностью свыше 1200 км, по которому российский газ через Балтийское море будет поступать в Европу. Такое соглашение было подписано в Петербурге на Международном экономическом форуме.

Незадолго до этого инвесторы (Shell, Wintershall, OMV и др.) выработали финансовую схему: каждый из пяти зарубежных партнеров обязался предоставить 950 млн евро, чтобы обеспечить до 50% требуемой суммы. Оставшиеся средства (около 6,6 млрд евро) намерена привлечь газпромовская «дочка», созданная для реализации проекта стоимостью 9,5 млрд евро.

Те же партнеры обещают дать льготные кредиты по ставке 6% годовых. Новое соглашение о дефицитном финансировании обезопасит проект от возможных нестыковок и сбоев, позволив осуществить его до конца 2019 г.

Ценообразование. К соглашению о снижении мировой добычи «черного золота» присоединились страны, не входящие в организацию стран-экспортеров (Мексика, Азербайджан, Казахстан и др.), а договоренность удалось продлить еще на девять месяцев. Решение снизить общую суточную добычу на 1,2 млн баррелей в конце 2016 г. не поддержали больше десятка нефтяных стран, действующих независимо от ОПЕК. Напомним, что России пришлось сократить добычу на 300 тыс. баррелей в сутки.

США, которые не участвуют в соглашении, добычу сланцевой нефти регулировать пока не собираются. По некоторым данным, за два года Америка может нарастить добычу на миллион баррелей в сутки. Это чуть меньше ежегодного роста потребления нефти в мире.

#импортозамещение #ценообразование #инфраструктура

Комментарии