Велимир сидит. Он жив

11 июня на фестивале Русского музея «Императорские сады» (посвященного в этом году русскому авангарду) увидим и, главное, услышим постановку «Зангези» по Велимиру Хлебникову. Премьера станет и последним показом: это разовая художественная акция. Задействованы пруд Михайловского сада, плоты, художники, студенты СПбГУ и только один профессиональный актер - Денис Ширко, которого помним еще по Неформальному театру Андрея Могучего.

Велимир сидит. Он жив | Спектакль состоится единожды. Но репетиции к нему - многократны. ФОТО предоставлено Ассоциацией выпускников СПбГУ

Спектакль состоится единожды. Но репетиции к нему - многократны. ФОТО предоставлено Ассоциацией выпускников СПбГУ

Проект поддержала Ассоциация выпускников СПбГУ. Кстати, первую постановку «Зангези» (в 1923-м, вскоре после смерти Хлебникова) создавали тоже студенты - под руководством конструктивиста Владимира Татлина. Режиссер нынешней постановки - доцент университетской кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Глеб Ершов (он делал Международный Хармс-фестиваль). Музыка композитора Владимира Раннева, декорации Петра Белого.

У Глеба Ершова мы выспрашивали, «потянет» ли современная публика футуриста Хлебникова.


- Глеб Юрьевич, сразу на память приходит манифест, подписанный и Хлебниковым тоже, - про «сбросим с парохода современности». Но Толстого, Достоевского, Пушкина читают, а вот Хлебникова...

- Включение поэта в школьную программу или исключение из нее - дело наживное. Когда-то в школьной программе не было Булгакова и Хармса, а теперь есть. Я не поручусь даже, что сейчас в учебниках нет Хлебникова: без него трудно понять, что произошло с языком в литературном ХХ веке.

Вот про Филонова говорят: художник для художников. А Хлебников - поэт для поэтов. Это фигура, которой не грозит массовая популярность. Правда, в свое время Пастернак говорил, что Маяковского стали насаждать, как картошку: его сделали частью советской литературной хрестоматии, хотя его стих не всем по зубам. И Маяковский многим обязан Хлебникову. Когда читаем Хлебникова, а потом Маяковского, то слышим в нем Велимира.

Я в начале 1990-х в Германии у одного коллекционера приметил томик Хлебникова на немецком. Но многие стихотворения не были переведены - просто транскрибированы на латиницу. Потому что «смех усмейных смехачей» - это как песня, слова которой, может, и неразличимы, но мелодия явная.

У нас два ряда в спектакле: музыка, в которую вплавлены фрагменты хлебниковской звукоречи, и визуальная поэзия - буквы, слова, языки, созданные художниками в пространстве пруда.

- Зрителю перед спектаклем обязательно знать что-то про Хлебникова? Читать «Зангези» со всеми этими «Пить пэт твичан»...

- Спектакль, собственно, про Хлебникова. Потому что его герой Зангези - маг, пророк, дающий голос богам, людям, птицам - это, в общем, сам автор.

В саду будет сооружена палатка, такая «изба-читальня», где консультант может что-то разъяснить, но, подозреваю, даже прочитав «Зангези», зритель будет пребывать в недоумении. Там ведь нет действия. В конце появляются два персонажа, Горе и Смех, и в результате их диалога как будто бы происходит смерть Зангези. Это единственное, что можно понять с точки зрения драматургии действия.

- Ну вот, нечитавшим интригу раскрыли.

- ...Но как только о смерти узнают некие двое, читающие газету, звучит последняя реплика: «Зангези жив».

У Хармса есть стихотворение однострочное: «Ногу на ногу заложив Велимир сидит. Он жив». Он все время существует как данность, как живое слово.

А насчет «Пить пэт...»... Отец Хлебникова был орнитологом, и вот этот клич - действительно голос пеночки. А «Беботэу-вевять!» - славки черноголовой. Хотя можно подумать, что это заумь.

- Заумь, тоже футуристическая придумка.

- Да-да. Хлебников же считал, что есть язык бытовых слов, они стерты, они как мертвые, а есть звездный язык - он живет в том числе и в бытовом, но надо бытовое слово «очистить». Например, поэт Крученых считал, что слово «лилия» - очень захватанное, надо говорить «еуы».

Но то заумь, а птичье - взаправду. Как взаправду и отрывок из Хлебникова, где ведьмы поют: «Пиц, пац, пацо!». В учебнике Сахарова, фольклориста, есть записи, согласно которым ведьмы именно так и приговаривали.

Бенедикт Лившиц (поэт, исследователь футуризма. - Ред.) говорил, что весь Даль с бесчисленными его речениями «крошечным островком всплыл среди бушующей стихии». И стихия - это Хлебников.

- ...который и до публикации «Зангези» не дожил.

- Говорят, приходилось у него едва ли не отнимать уже подготовленные к печати стихи. Потому что он постоянно их переделывал. Носил свои стихи, как известно, в наволочке, и вот однажды ему захотелось поехать в Казань, где в юности учился. Отправил наволочку со стихами багажным отделением. А у самого что-то переменилось, и он решил не ехать. Филологи много лет спустя кинулись искать эту наволочку: вдруг где-то сохранилась? Но безуспешно.

Он был, конечно, обречен. Как ребенок, которого бросили. Его друг художник Петр Митурич пытался его спасти во время разрухи и голода в Петрограде. Пригласил в свою деревню в Новгородской губернии. Хлебников на перекладных туда добирался. По дороге заболел и приехал, можно сказать, умирать. Потом исследователи обнаружили: неподалеку от тех мест, где Хлебников умер, течет река Ладомирка - а у него была поэма «Ладомир».

А «Зангези» получился как бы завещанием: он, его слово никогда не умрет. Вот почему у Хармса - «Велимир сидит. Он жив».

- Хлебников ведь в Петербургском университете учился на физико-математическом отделении...

- С помощью хитрой комбинаторики чисел он пытался «расковырять» законы мировой истории. Вот Маяковский промахнулся, сказав, что революция будет в 1916-м, а Хлебников в 1915-м предположил: «Не ждать ли в семнадцатом падения государства?».

- Вы спектакль не к столетию революции подгадывали?

- Мы бы его поставили в любой год. Но вот иногда «сходится». Например, мы уже репетировали - и вдруг узнали, что в Эрмитаже будет большая выставка немецкого художника Ансельма Кифера, посвященная Велимиру Хлебникову.

- Извините, а это все... как бы сказать... актуально?

- В 2013 году на «Ночь музеев» мы ставили в Музее петербургского авангарда антивоенный манифест Хлебникова «Труба марсиан», написанный в 1916 году. А через несколько месяцев я смотрел открытие Сочинской олимпиады и удивлялся: одна из частей церемонии была своего рода реконструкцией авангардных послереволюционных постановок. И это смотрелось феерически.

Мы исходим из того, что авангард потому и авангард, что всегда впереди. Башня Третьего интернационала как была архитектурой будущего - так и остается; круче, чем «Черный квадрат», все равно не сделаешь. И создать новое в языке, наверное, можно, но идя за Хлебниковым.

В авангарде такой мощный творческий потенциал, что это все живо. А что живо - то хорошо. И почему бы зрителю не почувствовать это даже просто энергетически?

- Постановка однократная. Не жалко?

- Жалко. Но в таких вещах есть некая энергия, которая при повторе теряется. Хармс говорил: «Как прекрасно все первое!».

#Хлебников #Зангези #авангард

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.