В петербургской Консерватории обнаружили новые фрагменты росписи

Новые фрагменты росписи найдены во время реставрационных работ в историческом здании петербургской Консерватории. Это орнаментальный пояс и лики святых в домовой церкви Рождества Богородицы, которая в советские времена была разделена на два этажа и приспособлена под музыкальные классы.

В петербургской Консерватории обнаружили новые фрагменты росписи | Вид Рождественской церкви петербургской Консерватории. 1897 год. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Вид Рождественской церкви петербургской Консерватории. 1897 год. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Первые следы росписи, сохранившиеся под десятком слоев краски, были обнаружены еще десять лет назад в ходе натурных исследований, которые предшествовали реставрационным работам. В исторической справке к проекту реставрации храма, созданной восемь лет назад (проект актуализирован в 2021‑м), говорится, что церковь была освящена в 1896 году, когда завершили строительство всего консерваторского здания. Средства на создание храма — 8,5 тысячи рублей — завещал петербургский меценат Семен Викулин. Росписи стен в духе церквей XVI – XVII веков Ярославля и Ростова Великого исполнил художник Андрей Рябушкин. Дубовый двухъярусный иконостас делал мастер Бирк. В 1908 году в церкви отпевали композитора Николая Римского-Корсакова. Храм был закрыт ровно 100 лет назад — 25 февраля 1922 года. Иконы и утварь передали в Никольский собор.

После реставрации в церковном помещении предполагается разместить кафедру древнерусского певчества с классами церковного пения. Как сообщил Руслан Сагитов, представитель заказчика реставрации здания петербургской Консерватории, сейчас ведутся работы по воссозданию лепного декора интерьеров и фасадов.

Мастерские лепщиков развернуты здесь же, в реставрируемом здании. Если в Малом зале имени А. Глазунова утраты декора не превышают 10 % (предыдущая реставрация зала завершилась 21 год назад), то на фасаде здания они достигают 40 %. Мастера делают слепки с сохранившихся элементов и по ним воссоздают недостающий декор.

Сердцем здания петербургской Консерватории является Большой зал имени А. Рубинштейна. После его постройки выявились дефекты акустики, которые в 1912 году устранил архитектор Траугот Бардт, придумавший новую конструкцию купола. Но в 1960‑е годы после очередного ремонта зала «звук пропал», несмотря на обшивку стен акустическими панелями. В проекте 2014 года вид зала не повторяет интерьер начала ХХ века. Стиль, в котором он будет выполнен, можно назвать неоэклектикой. Изменения в проекте 2021 года невелики. Вместо гладких стен появятся рустованные, они повторяют интерьеры главного вестибюля. Подрядчик обещает, что на этот раз акустика будет на уровне мировых стандартов.

Согласно распоряжению российского правительства, реставрация исторического здания петербургской Консерватории должна завершиться в 2024 году. Общая стоимость работ составит 15,5 млрд рублей.


#находка #роспись #консерватория

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7119) от 01.03.2022 под заголовком «Консерватория запоет».


Комментарии