Возвращение старого витража. Как реставраторы спасли редкий образец?

В Петербургском городском отделении ВООПИиК состоялось представление отреставрированного витража, находившегося ранее в доме на Тележной улице, 13. Это редкий для Петербурга образец, украшенный пейзажем. Обычно использовались растительный и геометрический орнаменты.

Возвращение старого витража. Как реставраторы спасли редкий образец? | ФОТО автора

ФОТО автора

Как рассказала нашей газете Тать­яна Княжицкая, куратор проекта «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация», в начале 2022 года к ней обратилась жительница Петербурга и сообщила, что у нее хранится какой‑то витраж, подоб­ранный ее знакомыми на помойке на Петроградской стороне. Княжицкая немедля приехала, чтобы осмотреть предмет. Определить место, откуда он происходит, оказалось несложно. Витраж помещался во фрамуге окна на лестнице бывшего доходного дома на Тележной улице, 13. В архиве исследовательницы находятся две фотографии 1990‑х годов, сделанные там разными людьми, — изоб­ражения на снимках и на витраже полностью совпали. Судя по композиции, витражное заполнение продолжалось на двух створках окна, но на фото тридцатилетней давности там уже находилось обычное стекло. Видимо, вандалы постепенно выковыривали доступные цветные стекла, а до высокой фрамуги не добрались.

В 2010‑е годы, когда на лестнице дома № 13 устанавливали стеклопакеты, витраж пропал и около десяти лет считался утраченным. После переговоров, проведенных Княжицкой и Еленой Кононенко, куратором экспозиции «История движения в защиту Петербурга» в музее Петербургского центра культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского, владелица витража передала его в дар этому музею.

Утрат на витраже было немного, но он требовал реставрации. И так удачно сложилось, что к Княжицкой обратилась Ольга Мельниченко, студентка Строгановской академии, которая искала тему для своей магистерской диссертации. Такой темой и стала реставрация витража с Тележной улицы.

По словам Княжицкой, витраж выполнен в стиле модерн и датируется, скорее всего, 1906 годом, когда был построен спроектированный в том же стиле дом. Что касается производителя витража, то в начале ХХ века в Петербурге работало порядка двадцати вит­ражных мастерских и сложно определить, в какой из них он был изготовлен. Тем более что разные мастерские использовали одни и те же стекольные листы. Клеймо рисовали обжиговой краской в нижней части всего «витражного полотна», а она не сохранилась. Самыми крупными производителями витражей в Петербурге были стекольные заводы и мастерские братьев Максимилиана и Адольфа Франков. Витраж с Тележной редкий, но, скорее всего, выпущен небольшим тиражом. Возможно, в каталогах будущим исследователям удастся определить происхождение нашего витража.

Как рассказала Мельниченко, реставрация витража заняла десять месяцев. Трудоемким оказался процесс удаления загрязнений. Помимо многолетних слоев сажи и солей пришлось очищать витраж от гуаши. Она была нанесена с обратной стороны стекол. Видимо, какое‑то время витраж служил как картина в интерьере. Водорастворимая краска затекла в трещины стекла, и пришлось под микроскопом удалять ее оттуда. Также были восполнены утраты стекла: так называемый кабашон (небольшой диск желтого стекла) и несколько фрагментов цветных стекол с разными фигурными профилями. Таких фактур давно не производят, поэтому Мельниченко использовала технологию «мальирование». С подлинных фрагментов делались силиконовые слепки, с них изготовлялись формы, которые потом для получения нужной фактуры заполнялись подогреваемым стеклом.

Мельниченко поделилась еще одной любопытной подробностью. В план ее магистерской работы кроме реставрации витража входило создание его несколько уменьшенной копии. Оказалось, что без использования современных шлифовальных станков невозможно повторить «вырезы» мелких криволинейных стекол с острыми углами. А старые мас­тера «выламывали» необходимые формы из больших листов, используя только простые стеклорезы.

По словам Антона Иванова, председателя Петербургского городского отделения ВООПИиК, витраж с Тележной еще требует оформления в выставочную раму. Для этой работы необходимо время, свое место в музее Центра им. Б. Б. Пиотровского витраж займет в середине 2024 года, когда там будет создана обновленная экспозиция. Однако увидеть изоб­ражение витража и прочитать текст о нем можно будет и раньше. Как сообщила Княжицкая, до конца этого года планируется выход четвертого тома серии «Витражи Санкт-Петербурга», посвященного объектам Центрального района.

Отвечая на вопрос о том, возможно ли возвращение подобных витражей на их исторические места, Иванов пояснил, что у ­ВООПИиК нет принципиальных возражений на сей счет. Естественно, при соблюдении всех юридических и технологических процедур. Но, как показывает практика, собственники квартир в бывших доходных домах стараются, напротив, заменить исторические оконные заполнения, включая витражи, на современные стеклопакеты.


#витраж #находка #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7520) от 11.10.2023 под заголовком «Возвращение старого витража».


Комментарии