В Петербурге открылась выставка «Портреты с Синей птицей и без»

В Arts Square Gallery до конца октября открыта выставка Алисы Порет «Портреты с Синей птицей и без».

В Петербурге открылась выставка «Портреты с Синей птицей и без» | ФОТО Татьяна ГОРД

ФОТО Татьяна ГОРД

Выставка небольшая, камерная, очень петербургская по стилю и духу. Как открывающийся с балкона вид на площадь Искусств в золоте осенней листвы. И, конечно, как сама героиня выставки - прекрасная Алиса.

«Рисовала я все свободное от еды время - на бумажках, на обоях, на песке перед домом... Сохранился один рисунок того времени с надписью «Я Волшбница», сделанный на чердаке во время наводнения... Я еще плохо писала: ВОЛШБНИЦА. И я хотела бы, чтобы это осталось в тексте, потому что я про себя это думаю, когда рисую», - вспоминала она в старости о начале пути.

Позднее Порет училась у Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова. Но не только художество сделало ее легендой. Она была очень красива - всегда, до смерти. Даниил Хармс был не на шутку влюблен в нее. Алиса же считала его другом и вышла замуж за другого, получив от Хармса свадебный подарок - обоюдоострый самурайский меч. В 1933 году он подвел итог своей страсти, выразив свое отношение к красавице в стихотворении:

Передо мной висит портрет
Алисы Ивановны Порет.
Она прекрасна, точно фея.
Она коварна пуще змея,
Она хитра моя Алиса,
Хитрее Рейнеке Лиса.

Расцвет красоты и таланта Алисы выпал на 1920-е. В Европе и Америке это было благословенное десятилетие - эпоха джаза, короткая передышка «между двумя войнами», когда люди спешили радоваться жизни, а в искусстве и моде царил умопомрачительно красивый стиль ар-деко. Но для России это время гиблое. Хрупкая красавица Алиса жила в послереволюционном Петрограде, где было очень непросто радоваться жизни.

Но у нее как-то получалось. Одно время она жила вместе с подругой художницей Татьяной Глебовой, и у них был «салон», где бывали художники, поэты, музыканты - Введенский, Олейников, Хармс, Евгений Шварц и Самуил Маршак.

Алиса Порет была одной из ярких звезд ленинградской богемы и русского авангарда, в 1920-е переживавшего бурный, но очень короткий роман с революцией. Когда авангард был «остановлен на бегу», а на первый план вышел соцреализм, Алису спас Маршак, дав ей работу в «Детгизе», где она иллюстрировала. Кстати, именно Алиса Порет была автором иллюстраций к первому в Советском Союзе изданию «Винни Пуха» в переводе Бориса Заходера. Придуманные ею образы толстенького веселого медвежонка и печального заморыша ослика Иа-Иа впоследствии отразились в знаменитом мультфильме, который согрел детство многих из нас.

На выставке в Arts Square Gallery (Итальянская ул., 5) представлены работы художницы из частных коллекций. В основном это «портреты от Порет». Они фигуративные, но реализм этот символический, с налетом мистики. Ростислав Барто - брат Агнии Барто, художник и красавец, изображен с сидящей на руке птичкой ярко-синего цвета. Мы не видим его глаза. Как завороженный, он смотрит на дивную птаху, олицетворяющую счастье.

Мария Юдина, пианистка и тайная монахиня, носящая имя Серафима, тоже изображена с закрытыми глазами, словно погруженная в вещий сон-откровение. Она окружена ангелами, излучающими золотое сияние. В этом отрешенном женском лице - огромная сила духа. Глядя на портрет пианистки, созданный Алисой Порет, невозможно не поверить в легенду о письме Юдиной Сталину, которое она написала ему в благодарность за присланные деньги: «Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу поддержку. Я буду молиться за Вас день и ночь и просить Господа простить Ваши огромные грехи перед народом и страной. Господь милостив, Он простит Вас. Деньги я отдала в церковь, прихожанкой которой являюсь».

Есть на выставке и одна из самых загадочных работ Алисы Порет - «Красное и черное», написанная в 1960 году. На фоне освещенного розовым заревом неба изображены мужчина и женщина: темный рыцарь в черном плаще, с лицом, закрытым капюшоном, и прильнувшая к нему принцесса в алом платье. На шпоре его сапога сияет золотая восьмиконечная звезда. Поверх их фигур нарисована пунктиром геометрическая фигура, неправильный треугольник, со сторонами, обозначенными буквами А, В и С. Алхимическая формула любви? Символическое изображение жизни и смерти?

Arts Square Gallery объявила конкурс на лучшую интерпретацию этой картины в двух номинациях: профессиональной (для искусствоведов) и любительской. Если есть мысли, присылайте свои работы на электронный адрес галереи.

#выставка #картины #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6556) от 29.10.2019 под заголовком «Портрет от Порет».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?