В Петербурге открылась выставка «Портреты с Синей птицей и без»

В Arts Square Gallery до конца октября открыта выставка Алисы Порет «Портреты с Синей птицей и без».

В Петербурге открылась выставка «Портреты с Синей птицей и без» | ФОТО Татьяна ГОРД

ФОТО Татьяна ГОРД

Выставка небольшая, камерная, очень петербургская по стилю и духу. Как открывающийся с балкона вид на площадь Искусств в золоте осенней листвы. И, конечно, как сама героиня выставки - прекрасная Алиса.

«Рисовала я все свободное от еды время - на бумажках, на обоях, на песке перед домом... Сохранился один рисунок того времени с надписью «Я Волшбница», сделанный на чердаке во время наводнения... Я еще плохо писала: ВОЛШБНИЦА. И я хотела бы, чтобы это осталось в тексте, потому что я про себя это думаю, когда рисую», - вспоминала она в старости о начале пути.

Позднее Порет училась у Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова. Но не только художество сделало ее легендой. Она была очень красива - всегда, до смерти. Даниил Хармс был не на шутку влюблен в нее. Алиса же считала его другом и вышла замуж за другого, получив от Хармса свадебный подарок - обоюдоострый самурайский меч. В 1933 году он подвел итог своей страсти, выразив свое отношение к красавице в стихотворении:

Передо мной висит портрет
Алисы Ивановны Порет.
Она прекрасна, точно фея.
Она коварна пуще змея,
Она хитра моя Алиса,
Хитрее Рейнеке Лиса.

Расцвет красоты и таланта Алисы выпал на 1920-е. В Европе и Америке это было благословенное десятилетие - эпоха джаза, короткая передышка «между двумя войнами», когда люди спешили радоваться жизни, а в искусстве и моде царил умопомрачительно красивый стиль ар-деко. Но для России это время гиблое. Хрупкая красавица Алиса жила в послереволюционном Петрограде, где было очень непросто радоваться жизни.

Но у нее как-то получалось. Одно время она жила вместе с подругой художницей Татьяной Глебовой, и у них был «салон», где бывали художники, поэты, музыканты - Введенский, Олейников, Хармс, Евгений Шварц и Самуил Маршак.

Алиса Порет была одной из ярких звезд ленинградской богемы и русского авангарда, в 1920-е переживавшего бурный, но очень короткий роман с революцией. Когда авангард был «остановлен на бегу», а на первый план вышел соцреализм, Алису спас Маршак, дав ей работу в «Детгизе», где она иллюстрировала. Кстати, именно Алиса Порет была автором иллюстраций к первому в Советском Союзе изданию «Винни Пуха» в переводе Бориса Заходера. Придуманные ею образы толстенького веселого медвежонка и печального заморыша ослика Иа-Иа впоследствии отразились в знаменитом мультфильме, который согрел детство многих из нас.

На выставке в Arts Square Gallery (Итальянская ул., 5) представлены работы художницы из частных коллекций. В основном это «портреты от Порет». Они фигуративные, но реализм этот символический, с налетом мистики. Ростислав Барто - брат Агнии Барто, художник и красавец, изображен с сидящей на руке птичкой ярко-синего цвета. Мы не видим его глаза. Как завороженный, он смотрит на дивную птаху, олицетворяющую счастье.

Мария Юдина, пианистка и тайная монахиня, носящая имя Серафима, тоже изображена с закрытыми глазами, словно погруженная в вещий сон-откровение. Она окружена ангелами, излучающими золотое сияние. В этом отрешенном женском лице - огромная сила духа. Глядя на портрет пианистки, созданный Алисой Порет, невозможно не поверить в легенду о письме Юдиной Сталину, которое она написала ему в благодарность за присланные деньги: «Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу поддержку. Я буду молиться за Вас день и ночь и просить Господа простить Ваши огромные грехи перед народом и страной. Господь милостив, Он простит Вас. Деньги я отдала в церковь, прихожанкой которой являюсь».

Есть на выставке и одна из самых загадочных работ Алисы Порет - «Красное и черное», написанная в 1960 году. На фоне освещенного розовым заревом неба изображены мужчина и женщина: темный рыцарь в черном плаще, с лицом, закрытым капюшоном, и прильнувшая к нему принцесса в алом платье. На шпоре его сапога сияет золотая восьмиконечная звезда. Поверх их фигур нарисована пунктиром геометрическая фигура, неправильный треугольник, со сторонами, обозначенными буквами А, В и С. Алхимическая формула любви? Символическое изображение жизни и смерти?

Arts Square Gallery объявила конкурс на лучшую интерпретацию этой картины в двух номинациях: профессиональной (для искусствоведов) и любительской. Если есть мысли, присылайте свои работы на электронный адрес галереи.

#выставка #картины #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6556) от 29.10.2019 под заголовком «Портрет от Порет».


Комментарии