В Русском музее открылась выставка «Мстислав Владимирович Фармаковский. К 150‑летию художника»
ФОТО предоставлено пресс-службой ГРМ
Выставка небольшая — 15 произведений живописи и графики. Но она открывает широкой публике незаслуженно забытого художника, а также музейщика, бесконечно преданного своему делу.
Мстислав Фармаковский окончил Новороссийский университет в Одессе, отделение археологии историко-филологического факультета, ездил вместе с братом Борисом Фармаковским в археологические экспедиции. Однако вскоре утвердился в своем призвании («уверен, что существовать без живописи для меня невозможно»). Окончил Одесское художественное училище, затем продолжил образование в Дюссельдорфской академии художеств.
Два года провел в Париже, где подружился с Николаем Гумилевым. Вместе они решили издавать художественно-литературный журнал «Сириус». Планы были грандиозными. «Мы полюбим все, что дает эстетический трепет нашей душе, будет ли это развратная, но роскошная Помпея, или Новый Египет, где времена сплелись в безумье и пляске, или золотое Средневековье, или наше время, строгое и задумчивое», — писал Гумилев в манифесте журнала. Им удалось выпустить в свет лишь три номера. В одном из них было опубликовано стихотворение Анны Г. «На руке его много блестящих колец». Это был дебют поэтессы, которая вскоре станет известна как Анна Ахматова.
На выставке есть рисунок Фармаковского, связанный с более поздним этапом жизни Ахматовой. Он называется «Профессор Шилейко с Тапой» и датируется 1923 годом. Художник изобразил известного востоковеда, поэта и переводчика Владимира Шилейко, женой которого Ахматова была в те годы. Тапу — огромного сенбернара — они подобрали на Марсовом поле в 1920 году, когда пес умирал от голода. После их расставания сенбернар остался с Ахматовой.
О представленной на выставке работе Фармаковского Femina adorata («Обожаемая женщина») Гумилев отзывался восторженно: «…она прошла стадию, когда женщина является подругой мужчины, она уже божественная игрушка, цель, достичь которую нет средств, кроме чуда. Может быть, будущая Ева — мечта Стриндберга. Две черные пантеры трутся у ее ног. Арумы, бананы, ирисы, пальмы четко вырисовываются в мягком просветленном воздухе. Изящный будуар природы …».
После революции Фармаковский стал работать в Русском музее, в историко-бытовом отделе. Блестяще и разносторонне образованный человек, яркий представитель культуры Серебряного века, он сумел найти свое место в новой России, где как раз создавалось музейное дело. Фармаковский много сделал для разработки системы учета и хранения музейных экспонатов, развития научной реставрации, климатологии…
В ГРМ в настоящее время хранятся сделанные им графические зарисовки коллег (начало 1920‑х), а также рукописный журнал «Чугунная шляпа» (около 1926 года), выполненный в традициях юмористических журналов рубежа XIX – XX веков. Журнал можно увидеть в витрине, а чтобы полистать его — обратиться к электронной версии, которая тоже есть на выставке.
В 1930-е годы в СССР начались репрессии. Одной из жертв стал и Мстислав Фармаковский. В результате «чисток кадров» его сослали из Ленинграда в Ярославль. Там, впрочем, он почти сразу нашел работу в Ярославском краеведческом музее. Благодаря хлопотам Игоря Грабаря Фармаковский смог вернуться в Ленинград, где продолжил работу в Русском музее. В годы Великой Отечественной войны он занимал должность главного хранителя и посвятил себя сохранению не эвакуированной из Ленинграда коллекции Русского музея. В условиях блокады эту деятельность можно назвать подвигом.
Выставка открыта до 13 мая.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7630) от 26.03.2024 под заголовком «Человек Серебряного века».
Комментарии