В доме эмира Бухарского прошла серия субботников

В доме эмира Бухарского (Каменноостровский проспект, 44) завершилась серия субботников, организованная Петербургским отделением ВООПИиК при поддержке профессиональных реставрационных организаций. 60 волонтеров работали на парадной лестнице № 1.

В доме эмира Бухарского прошла серия субботников | ФОТО Википедии / Aldanstream / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / Aldanstream / CC BY-SA 3.0

Люди, неравнодушные к тому, как выглядят здания, которые нас окружают, почистили известняковые ступени, мраморные полы, плинтуса и подоконники. Но бросился в глаза контраст между по‑домашнему чистыми полами и разрисованными стенами. Состояние стен — главная проблема сохранения ценного интерьера лестницы дома, построенного в начале ХХ века. Субботники еще раз о ней напомнили.

Среди участников — несколько жителей и собственников комнат в доме. Мария, архитектор, приобрела две комнаты год назад. Как она объяснила, с историческим наследием. Именно оно мотивировало покупку. На лестницу выходят всего четыре квартиры, расположенные со второго по пятый этаж. Все квартиры — коммуналки. На одной старинной двери я насчитал девять звонков и еще один с загадочной табличкой «общий». В квартирах площадью порядка 600 кв. метров может быть 14 комнат. Остается догадываться, сколько человек проживают в такой квартире…

Но Мария не жалуется и обращает внимание на другое. Если из лучших побуждений, но неграмотно, механическим или химическим путем, счищать надписи, то блеск искусственного мрамора исчезает навсегда. Пример тому волонтеры обнаружили на первом этаже. Позже Константин Синяжников, реставратор, который консультировал участников субботника, рассказал, что этот искусственный мрамор называют «оселковым». В ходе создания интерьера лестницы его полировали разными абразивными материалами (оселками), постепенно добиваясь блеска.

Марьяна, режиссер телесериалов, живет в доме эмира Бухарского с перерывами почти всю жизнь. Это семейное гнездо, неважно, что в коммуналке. На вопрос, что изменилось на лестнице за последние годы, она отвечает: «Стало меньше мусора, исчезли алюминиевые банки под окурки. Но код нашей входной двери знает, кажется, весь Петербург. Экскурсии ходят с утра до вечера. Некоторые любопытные звонят в квартиры, просят показать историческую обстановку. Наиболее наглые пытаются что‑нибудь отодрать на сувениры. Например, отделку из черного дерева квартирных дверей».

А ведь дом уникальный, построен в 1913 – 1914 годах по проекту архитектора Степана Кричинского для эмира Бухары Сеид Алим-хана. Облицовка главного фасада выполнена из уральского мрамора. Это единственный пример использования такого камня в Петербурге. Среди жителей дома, у которых окна выходят на Каменноостровский проспект, бытует легенда, что исторические стекла пропускают ультрафиолет.

Субботник1_Пр.jpg
ФОТО автора

Инициатором серии субботников в доме эмира Бухарского стал Александр Шорин. Волонтеры называют его, специалиста по компьютерам, душой проекта. «В этом доме я провел важную часть своей жизни, ощущаю с ним сильную эмоциональную связь, — рассказывает Александр. — Нашел единомышленников, которые сейчас живут в этом доме. Мы стали узнавать, что можно ответственно сделать для улучшения облика лестницы многоквартирного дома — памятника архитектуры. Как раз в это время КГИОП проводил фестиваль социальных проектов «Миссия — сохранить». Мы разработали проект «А где живешь ты?», он предлагает «соучаствующее содержание» нашего объекта культурного наследия силами жителей, бизнеса, профильных государственных органов».

Проект, по словам Шорина, заинтересовал ВООПИиК, и это общест­во помогло организовать (требовалось согласие КГИОП и управляющей компании) работы волонтеров по улучшению санитарного и технического состояния лестницы, проведение которых не требует специальных навыков. Добровольцы получили от одной из городских реставрационных компаний необходимые материалы, а также консультации реставраторов, как грамотно очищать натуральный камень. Стены лестницы, отделанные искусственным мрамором, могут реставрировать только профессионалы. Речь идет об удалении надписей, которыми «украшены» стены, не говоря уже о реставрации трещин в отделке, даже мелких.

В финальной части субботника принял участие Сергей Макаров, председатель КГИОП. Он признает, что не существует очевидных правовых механизмов для выделения средств на реставрацию парадной лестницы в доме эмира Бухарского и подобных объектов. КГИОП имеет две реставрационные программы. Одна — «Наследие», по которой реставрируются крупные объекты, например, комплекс Смольного монастыря. Другая — «Фасадная ­программа», куда включены 255 многоквартирных жилых домов (начаты работы на первых 35).

Имущество внутри дома — сфера ответственности управляющей компании. Тех средств, которые собирают с граждан на капитальный ремонт жилых домов, никогда не хватит на финансирование подобных реставрационных работ. Для этого нужна государственная поддержка. «Спасибо волонтерам: они, участвуя в субботниках, напоминают, что необходимо искать юридические механизмы выделения такого финансирования», — поблагодарил добровольцев Сергей Макаров.

Субботник3_Пр.jpg
ФОТО автора

Антон Иванов, председатель Петербургского отделения ­ВООПИиК, отметил, что предложит обсудить проблему финансирования реставрации общедомового имущества на президиуме этой организации. По мнению Александра Шорина, собственники недвижимости в доме эмира Бухарского, если они хотят сохранить и отреставрировать лестницу, также должны искать средства. Возможно, в виде гранта на сохранение отечественного культурного наследия.

В ТЕМУ 

Во время недавних нулевых чтений в ЗакСе проекта бюджета Петербурга на 2023 года ­КГИОП запросил дополнительно более 600 млн рублей. Из крупного — 480 млн рублей на программу «Наследие», в том числе на реставрацию Аничкова дворца, Большого Гатчинского дворца, Благовещенской церкви (7‑я линия В. О., 68). 80 млн — на «Фасадную программу», в частности, на огромный многоквартирный дом Полежаева по адресу: Старорусская ул., 5 / Новгородская ул., 7.

#субботник #уборка #ВООПИиК

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7248) от 06.09.2022 под заголовком «Вверх по лестнице, ведущей к эмиру».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?