Театр «Мастерская» представил премьеру в саду Музея-усадьбы Г. Р. Державина

Спектакль «Платонов» по самой ранней из пьес Антона Чехова.

Театр «Мастерская» представил премьеру в саду Музея-усадьбы Г. Р. Державина | ФОТО автора

ФОТО автора

Пьеса эта никогда не ставилась при жизни автора, да и обнаружена была только через 19 лет после его смерти. Первую страницу так и не нашли. Соответственно, названия у этой драмы нет. Есть целых три — на выбор. Она известна как «Пьеса без названия», «Безотцовщина» или «Платонов» (последнее чаще всего используется).

Антон Павлович написал это, когда ему было 18 лет. В пьесе много действующих лиц, она чрезмерно длинна (поэтому при постановке ее всегда сокращают), и в финале нет тут никакого света в конце тоннеля. Самое интересное в этом произведении — ростки будущих сюжетов. Темы, которые Чехов потом разовьет в «Дяде Ване», «Вишневом саде» и не только.

Тем не менее пьесу ставили и ставят, экранизировали и экранизируют. Больше всего известен созданный на основе этой драмы фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова (впрочем, сценарий дополнен фрагментами других сочинений Чехова и, да, светом в конце).

Молодой режиссер Сергей Паньков создал с артистами театра «Мастерская» свою версию «Платонова». Он тоже сократил оригинальный текст, но не стал дополнять его. Место действия выбрал беспроигрышное. Безупречное даже. У Чехова написано: «Сад. На первом плане цветник с круговой аллейкой. В центре цветника статуя. На голове статуи плошка. Скамьи, стулья, столики. Направо фасад дома. Крыльцо. Окна открыты. Из окон несутся смех, говор, звуки рояля и скрипки…». У Панькова сценой становится сад Музея-усадьбы Г. Р. Державина. Статуи с плошкой на голове нет, но все остальное присутствует. Зрители (гости) гуляют по аллеям (в том числе круговым), встречаются с действующими лицами, слушают скрипку и гитару, натыкаются то на ведро и удочку, то на корзину для пикника и шезлонг.

Все события первого акта разворачиваются прямо в саду — сначала в небольшом театрике под открытым небом, потом на дорожках, мостиках, газоне, в одной из беседок… Зрителей то и дело вовлекают в действие. То пригласят поиграть в ручеек, то танцевать заставят. Те, кому особенно посчастливится, станут даже на пару минут прислугой генеральши Войницевой (хозяйки имения, в котором мы встречаемся с персонажами пьесы).

Что собственно происходит? Любовные недоразумения, легкомысленный флирт, споры, разговоры обо всем и ни о чем. Звучит музыка, романсы даже (артисты театра «Мастерская» замечательно музыкальны). Жаль, что обещанного фейерверка так и не случается.

Активнее всех взаимодействует со зрителями главный герой — Михаил Васильевич Платонов, сельский учитель, подававший когда‑то большие надежды (в этой роли Сергей Паньков или Михаил Гаврилов). Любимец дам, «современный Чацкий», недовольный собой, а еще пуще — своим окружением. Он остер на язык и жесток в своих шутках, но отчего‑то почти все восхищаются им…

Жара, музыка, философские и не очень беседы, воспоминания о юности и о не осуществившихся надеждах. В какой‑то момент складывается ощущение, что по саду вместе со зрителями бродят персонажи будущих пьес Чехова: генеральша Анна Петровна со временем станет Раневской из «Вишневого сада», Платонов — дядей Ваней, доктор Трилецкий — доктором Астровым…

А потом действие перемещается в дом (особняк Державина), в зал «Беседы любителей русского слова» с портретом императора Александра I. И все казавшиеся легкими коллизии разрешаются страстными ссорами, отчаянными выяснениями отношений, болью и смертью.

Платонов, очаровавший четырех героинь, не сумел ни одну из них сделать счастливой. Имение генеральши продано с торгов. Идеалы рушатся в столкновении с прозой жизни. Умерли не все, но всех жаль.

О чем эта история? «Когда родится человек, то идет на одну из трех дорог жизненных, кроме которых других путей не имеется: пойдешь направо — волки тебя съедят, пойдешь налево — сам волков съешь, пойдешь прямо — сам себя съешь», — написано у Чехова. Об этом и спектакль. О людях, каждый из которых имеет свои достоинства, но отчего‑то не умеет быть счастливым, не может найти себе применение. О том, как все мы трогательно беспомощны, нелепо страстны и… бесцельны. В самом начале о Платонове говорится: «Герой современной неопределенности». По сути, здесь все персонажи таковы. И никакой морали.


#мастерская #спектакль #Чехов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7481) от 17.08.2023 под заголовком «Герои современной неопределенности».


Комментарии