От «Метели» осталась лишь фабула, зато появились гусары и цыгане
Театральная пушкиниана насчитывает не один десяток различных постановок. К произведениям Пушкина обращались многие театры, не стал исключением и Ленинградский театр музыкальной комедии. Вскоре после Великой Отечественной войны в нем задумали поставить повесть «Метель».

ФОТО Liam McGarry on Unsplash
Но как это сделать? Повесть Пушкина давала повод к созданию скорее романтической оперы, чем лирической музыкальной комедии. На заседании художественного совета директор театра Георгий Максимов подчеркивал: «Казалось бы, что этот спектакль не в жанре театра оперетты, но театр работает над созданием своего репертуара. «Метель» более полезна для театра, чем очередная оперетта Кальмана».

Повесть практически лишена диалогов, и, следовательно, либреттист не мог воспользоваться пушкинским текстом. В итоге драматург Леонид Дзержинский написал самостоятельную пьесу, в которой была сохранена лишь фабула «Метели». А его брат Иван Дзержинский создал музыку. Произведение по мотивам «Метели» назвали «В зимнюю ночь».
Либреттист ввел в число действующих лиц героев второго плана — крепостных Парашу и Терешку, а также гусар и цыган. Для исполнения цыганского номера пригласили популярную исполнительницу цыганских романсов Марию Казимировну Наровскую. В текст наряду с пушкинскими стихами вошли произведения поэтов его поры — Евгения Баратынского и Дениса Давыдова. В музыке господствовала романсо-песенная лирика, соответствовавшая языку эпохи.
24 ноября 1946 года пьесу увидели зрители. Критика в целом оценила оперетту положительно, было отмечено, что она расширяет привычные рамки жанра.
«С большим мастерством оформлен спектакль художником Вадимом Рындиным. Ему особенно удались пейзажи: заснеженная деревушка и поэтическая роща, тронутая желтизной ранней осени. Изобретательны и эффектны танцы, поставленные Леонидом Якобсоном. В цыганском танце блеснула филигранным мастерством и темпераментом солистка балета Нина Пельцер. Дирижер Михаил Воловац хорошо и тактично ведет музыкальную часть спектакля», — говорилось в «Ленинградской правде».
Особенной похвалы удостоились Лидия Колесникова, сыгравшая роль Маши, Лидия Таганская, исполнившая роль Параши, Петр Богушевский и Иван Кедров, показавшие два контрастных мужских образа — порывистого и романтичного Владимира и мужественно-сдержанного Бурмина.
Автор рецензии в «Вечернем Ленинграде», опубликованной в ноябре 1946 года, отмечал: «Ленинградский театр музыкальной комедии многое сделал для бережного и творческого воплощения новой музыкальной комедии. Режиссер Андрей Тутышкин в содружестве с художником Вадимом Рындиным перенесли зрителя в атмосферу пушкинской России. Ее пейзаж, поэтический и вместе с тем суровый, ее романтическая зимняя стихия — все это передано со вкусом и ощущением жанра произведения».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7618) от 07.03.2024 под заголовком «От «Метели» осталась лишь фабула ».
Комментарии