От «Метели» осталась лишь фабула, зато появились гусары и цыгане

Театральная пушкиниана насчитывает не один десяток различных постановок. К произведениям Пушкина обращались многие театры, не стал исключением и Ленинградский театр музыкальной комедии. Вскоре после Великой Отечественной войны в нем задумали поставить повесть «Метель».

От «Метели»  осталась лишь фабула, зато появились гусары и цыгане | ФОТО Liam McGarry on Unsplash

ФОТО Liam McGarry on Unsplash

Но как это сделать? Повесть Пушкина давала повод к созданию скорее романтической оперы, чем лирической музыкальной комедии. На заседании художественного совета директор театра Георгий Максимов подчеркивал: «Казалось бы, что этот спектакль не в жанре театра оперетты, но театр работает над созданием своего репертуара. «Метель» более полезна для театра, чем очередная оперетта Кальмана».

002 Н.В. Пельцер и К.Ф. Боярский.jpg
Артисты балета Театра музкомедии Нина Пельцер и Константин Боярский во втором акте исполнили цыганский танец./Репродукция. ФОТО автора


Повесть практически лишена диалогов, и, следовательно, либ­реттист не мог воспользоваться пушкинским текстом. В итоге драматург Леонид Дзержинский написал самостоятельную пьесу, в которой была сохранена лишь фабула «Метели». А его брат Иван Дзержинский создал музыку. Произведение по мотивам «Метели» назвали «В зимнюю ночь».

Либреттист ввел в число дейст­вующих лиц героев второго плана — крепостных Парашу и Терешку, а также гусар и цыган. Для исполнения цыганского номера пригласили популярную исполнительницу цыганских романсов Марию Казимировну Наровскую. В текст наряду с пушкинскими стихами вошли произведения поэтов его поры — Евгения Баратынского и Дениса Давыдова. В музыке господствовала романсо-песенная лирика, соответствовавшая языку эпохи.

24 ноября 1946 года пьесу увидели зрители. Критика в целом оценила оперетту положительно, было отмечено, что она расширяет привычные рамки жанра.

«С большим мастерством оформлен спектакль художником Вадимом Рындиным. Ему особенно удались пейзажи: заснеженная деревушка и поэтическая роща, тронутая желтизной ранней осени. Изобретательны и эффектны танцы, поставленные Леонидом Якобсоном. В цыганском танце блеснула филигранным мастерством и темпераментом солистка балета Нина Пельцер. Дирижер Михаил Воловац хорошо и тактично ведет музыкальную часть спектакля», — говорилось в «Ленинградской правде».

Особенной похвалы удостоились Лидия Колесникова, сыгравшая роль Маши, Лидия Таганская, исполнившая роль Параши, Петр Богушевский и Иван Кедров, показавшие два контрастных мужских образа — порывистого и романтичного Владимира и мужественно-сдержанного Бурмина.

Автор рецензии в «Вечернем Ленинграде», опубликованной в ноябре 1946 года, отмечал: «Ленинградский театр музыкальной комедии многое сделал для бережного и творческого воплощения новой музыкальной комедии. Режиссер Андрей Тутышкин в содружестве с художником Вадимом Рындиным перенесли зрителя в атмосферу пушкинской России. Ее пейзаж, поэтический и вместе с тем суровый, ее романтическая зимняя стихия — все это передано со вкусом и ощущением жанра произведения».


#театр #спектакль #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7618) от 07.03.2024 под заголовком «От «Метели» осталась лишь фабула ».


Комментарии