В музее «Эрарта» открылась выставка «Огонек» (12+)

Жизнь как праздник», которая представляет более 200 фотографий, опубликованных в разное время в популярном еженедельнике. Все они принадлежат Мультимедиа Арт Музею (Москва). В фокусе проекта — снимки, сделанные в 1950 – 1960‑е годы лучшими мастерами советской репортажной фотографии.

В музее «Эрарта» открылась выставка «Огонек» (12+) | Яков Рюмкин. «Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной». 1962 г. Собрание МАММ / Архив журнала «Огонек»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Яков Рюмкин. «Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной». 1962 г. Собрание МАММ / Архив журнала «Огонек»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Журнал «Огонек» выходил с небольшими перерывами с 1899‑го по 2020 год. Для нескольких поколений советских людей он был обязательным спутником жизни. Обложки и развороты журнала украшали стены городских квартир и служебных кабинетов. Но кто сейчас знает, какие тексты публиковались в «Огоньке» 60 – 70 лет назад? А фотографии, опубликованные тогда, воспроизводятся и сегодня. Не говоря о том, что лучшие вошли в учебники по искусству фотографии.

Разгадка притягательности этих снимков, казалось бы, сделанных в совершено другой жизни, на мой взгляд, в искренности персонажей, их непоказном оптимизме. Даже если современный зритель понимает, что видит постановку, перед нами не профессиональные артисты, а рабочие, ученые, спортсмены, наконец, школьники, которые не могли сыграть интерес к своим делам и занятиям, радости незатейливого отдыха на лыжной прогулке.

На снимке Владимира Евграфова «Первая получка» юноша, судя по фуражке, учащийся железнодорожного ремесленного училища, гордо несет по универмагу только что сделанные покупки. Одна из них — коробка с женскими туфельками обувной фабрики «Парижская Коммуна». Наверное, подарок маме. Но главное в этом снимке не нравоучение, а улыбка мальчишки, начинающего взрослую жизнь человека, уверенного в своем завтрашнем дне.

«Саша Решмин будет делать электронно-вычислительную машину» — так назвал свой снимок Исаак Тункель. Мальчик изучает «микросхему», которая сейчас воспринимается как глубокий антиквариат, как ламповый телевизор. Любопытно, что Решмин стал математиком, работает в МГУ.

Добрым юмором наполнена фотография Семена Фридлянда «Девятиклассница Рита Велиняк готовит роль Ларисы в пьесе Островского «Бесприданница». Волоокое создание изо всех сил старается быть похожей на свою роковую героиню. И в этом тоже заключен знак искреннего времени.

Выставка предполагает неторопливое рассматривание снимков. Тогда можно заметить, что Виктор Мохов, ударник стройки Волго-Донского канала, рассматривает альбом с видами Ленинграда. Даже если снимок постановочный, трудно предположить, что фотограф Алексей Гостев специально принес на съемку большой толстый альбом. Посещение Ленинграда — важная часть жизни в СССР.

Так же как и рассказ о нашем городе на страницах «Огонька». Портрет ученого-химика Николая Качалова, одного из создателей Ленинградского завода художественного стекла, с вазой в руках, сделанный Борисом Уткиным, напоминает нам о несуществующем предприятии. Для Всеволода Тарасевича важно, чтобы на фотопортрете бортпроводницы Тамары Бейсеновой была видна эмблема Ил-18 на борту самолета, флагмана советской гражданской авиации, символа гордости молодой девушки за свою страну.

Выставку завершают портреты писателей и артистов — Плисецкая, Магомаев, Ильинский, Леонов, Бажов, Чуковский. Ищите своих кумиров.


#выставка #фотография #Эрарта

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7477) от 11.08.2023 под заголовком «Эра всеобщего оптимизма».


Комментарии