Создатели народного танца. В Петербурге завершились гастроли балета Игоря Моисеева

Директор коллектива народная артистка России Елена ЩЕРБАКОВА, обладательница многих званий, орденов и наград, — одна из любимых учениц Моисеева, исполнительница главных партий во многих его танцах. Ей Игорь Александрович, можно сказать, завещал свое детище.

Создатели народного танца. В Петербурге завершились гастроли балета Игоря Моисеева | ФОТО Michael Afonso on Unsplash

ФОТО Michael Afonso on Unsplash

— Елена Александровна, вы пришли в ансамбль Игоря Моисеева сразу после окончания хореографического училища при Большом театре (ныне Московская государственная академия хореографии). Почему вместо труппы Большого вы выбрали ансамбль народного танца?

— Моя мама, характерная танцовщица Большого театра, привела меня на концерт ансамбля Игоря Моисеева. В программе был «Рок-н-ролл». Когда я увидела, как моисеевцы танцуют «Рок-н-ролл», захотела работать только в ансамбле Моисеева… Я таких эмоций не испытывала от классического балета. Когда была маленькой, ходила на все спектакли, где танцевала моя мама, и меня всегда больше привлекали характерные танцы.

— Вы быстро стали солисткой?

— Игорь Александрович говорил: «Того, кто назовет себя солистом, я выгоню из ансамбля». У нас нет солистов. Репертуар так построен, что в одном танце ты танцуешь соло, а в другом — танцуешь массу. Это не как в театре, где солисты танцуют только сольный репертуар. Мне очень повезло — я много репетировала с Игорем Александровичем. Он возобновил на меня два великолепных номера, которые давно не шли в ансамбле, — молдавский шуточный танец «Табакэряска» и «Татарочка-черноморочка». Номера сложные и технически, и эмоционально. Он решил попробовать меня, и все получилось. Премьера «Табакэряски» состоялась в Париже в 1971 году.

— Директором вы стали по предложению Игоря Александровича?

— Да, он предложил мне стать директором ансамбля, когда я уже была педагогом нашей школы. Ища себе помощников, он всегда сначала отправлял артистов работать в школу при ансамбле.

— Как вам с ним работалось?

— Очень интересно. Мы много общались. До последних дней его интересовало все, что происходило в ансамбле. Ведь это его детище! Он был гений народного танца, реформатор. Игорь Александрович ненавидел украшательства, которые отвлекают от танца. Все, что он ставил, — трудно. Даже просто пройти по сцене трудно, потому что себя надо пронести и преподнести зрителям. Когда он репетировал «Русскую сюиту», то читал артистам стихи Алексея Толстого о русской девице.

— А почему он увлекся народными танцами? Ведь он получил классическое образование, ученик Александра Горского.

— У Игоря Моисеева есть прекрасная книга «Я вспоминаю», где он пишет всю правду. Его главный учитель — Касьян Голейзовский. Моисеев был воспитан на его творчестве. Он пришел в техникум уже в старшие классы, где его преподавателем был Александр Горский — реформатор балета. Моисееву хотелось естества и новаторства. То, что есть в народном танце.

— Сложно даже представить, сколько нужно репетиций, чтобы достичь такой синхронности исполнения.

— По-другому в ансамбле Моисеева быть не может. Это очень тяжелая работа. Наверное, в некоторой степени мы — ненормальные люди. После концерта опять говорим о концерте…

— И тоже редчайший случай, чтобы ансамбль имел свою хореографическую школу.

— В 1943 году Игорь Моисеев обратился в правительство с просьбой создать первую в мире государственную профессиональную школу народного танца при ансамбле. И это в разгар Великой Отечественный войны! И получил добро. В нынешнем году нашей школе исполняется 80 лет. Ученики с 12 лет начинают жить жизнью ансамбля: ходят на концерты, смотрят программы, у них есть любимые артисты. Это единый творческий процесс между ансамблем и школой.

— Вы бережно сохранили огромный репертуар ансамбля.

— Да, репертуар большой. Мы привезли в Петербург моисеевскую классику. Нам не нужно никакое дополнительное оформление, никакие видео. Нам нужен хороший «черный кабинет». Когда Моисеев ставил, видео не было. Нужно было, чтобы люди танцевали от сердца, с душой.

— В наш город вы всегда приезжаете с оркестром. Продюсеры, организующие гастроли, готовы ради этого нести дополнительные расходы. Почему?

— А как иначе. У нас малый симфонический оркестр в составе 32 человек. Изначально в 1937 году был оркестр народных инструментов, но Моисеев всегда мечтал о собственном симфоническом оркестре. Все музыкальные обработки созданы специально для него.

— Ваш коллектив часто называли послом нашей страны.

— Мы гастролировали во всех частях земного шара. В нынешнем году были в Алжире — третьи наши гастроли в эту страну, первые состоялись в 1963‑м. В этот раз мы работали в театре оперы и балета. Успех был огромный. Игорь Моисеев своей хореографией дарил людям добро. Он дарил его зрителям всех национальностей. И люди это понимают! Русскую культуру уничтожить невозможно.



#балет #гастроли #директор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7535) от 01.11.2023 под заголовком «Создатели народного танца».


Комментарии