Состоялся 279-й выпуск Академии русского балета имени Вагановой

Состоялся 279-й выпуск Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В прошлом году из-за пандемии все традиционные элементы праздника были отменены: не было концертов студентов, дипломы им вручались в скромной обстановке музея академии. Нынче все вернулось на круги своя, и будущие танцовщики демонстрировали таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Белые ночи».

Состоялся 279-й выпуск Академии русского балета имени Вагановой | (c) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2021 г.

(c) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2021 г.

В этом году в мир балета отправляют своих учениц доценты Юлия Касенкова и Мария Грибанова, а искусство будущих Зигфридов оттачивали доценты Мансур Еникеев и Фетон Миоцци. По традиции, структура выпускных спектаклей состоит, главным образом, не из отдельных номеров, а из крупных блоков, дающих возможность показать зрителям не только выпускников, но и учеников разных классов.

Юные танцовщики предстали в сочинениях разных балетмейстеров, принадлежавших к самобытным хореографическим школам. Открывалась программа сценой из балета «Консерватория. Школа танца» (на снимке) датского мэтра Августа Бурнонвиля, создавшего этот балет в 1849 году на музыку Хольгера Паулли. Взяв многое от французской школы, хореограф создал свою систему подготовки танцовщиков. Все отличалось своеобразием – трудные антраша, мелкая техника ног, положение рук. Молодым выпускникам академии пришлось осваивать манеру и технику танца, во многом отличную от привычных канонов. С задачей они справились. На сцене возник урок танца, которым руководит суровый и требовательный балетмейстер в ярком исполнении Киана Мангиса. Его воле подчиняются не только малыши, делающие первые шаги на сцене, но и признанные звезды Элиза и Викторина в блестящем исполнении Алисы Гаркавенко и Марии Кошкаревой. Оформление спектакля напоминало картины Эдгара Дега из его серии, посвященной французским танцовщицам.

Трогательно прозвучало среди «взрослых» номеров «Детское па-де-де» на музыку Чайковского, сочиненное Маратом Газиевым. Много лет назад этот незатейливый этюд усердно репетировал ученик Тбилисского хореографического училища Николай Цискаридзе, а нынче он передал его ученикам младших классов Ясмине Азиз и Игорю Гурину, которые с похвальной старательностью воспроизвели хореографический рисунок танца.

Для участия в концертах нередко приглашаются выпускники прошлых лет: возникает перекличка времен. В этом году приглашенными гостями стали Рената Шакирова и Михаил Баркиджиджа, исполнившие сложное «Па-де-де» на музыку Чайковского в хореографии Джорджа Баланчина, в прошлом тоже выпускника «балетного гнезда» на улице Зодчего Росси.

Балет Жюля Перро «Наяда и рыбак» на музыку Цезаря Пуни имеет славную сценическую историю: впервые поставленный в Лондоне в 1843 году, он затем был перенесен хореографом на сцену петербургского Большого театра. К версии Перро обращались многие балетмейстеры, свои редакции дважды осуществлял Мариус Петипа, в начале прошлого века – Александр Ширяев. С течением времени многое утрачивалось, лишь отдельные фрагменты хореографии переходили из поколения в поколение. Николай Цискаридзе восстановил и отредактировал сохранившиеся эпизоды, в частности, сцену свадьбы рыбака Маттео и его невесты Джаннины, испытавших немало трудностей и соблазнов на пути к счастью. В партии Маттео выступил Влад Башмаков, танцовщик, обладающий отличной техникой, его вариации искрятся азартом, дерзостью и юмором. Джаннина Лады Сартаковой покоряла зрителей легкой, изящной пластикой, артистизмом и сценическим обаянием.



#балет #академия #выпускники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (6944) от 15.06.2021 под заголовком «С урока танца в тронный зал».


Комментарии