В Петербурге прошла премьера балета «Мальчик у Христа на елке»

В честь 200-летия со дня рождения Ф. М. Достоевского, которое мир будет праздновать осенью, в БКЗ «Октябрьский» состоялась премьера балета «Мальчик у Христа на елке».

В Петербурге прошла премьера балета «Мальчик у Христа на елке» | Фото Евгении БОРГАРДТ

Фото Евгении БОРГАРДТ

Печальный сюжет нового балета основан на одноименном рассказе Ф. М. Достоевского. В течение полутора часов зрителю предстояло погрузиться в короткую и трагическую историю жизни шестилетнего сына прачки, у которого не было практически ничего, даже имени.

Хореографом выступил Николай Андросов, в прошлом танцовщик труппы Игоря Моисеева, который уже много лет создает постановки для различных отечественных и зарубежных коллективов. В подготовке спектакля также приняли участие театр «Мюзик-холл» и Театр детского балета при поддержке фонда «Общество возрождения художественной Руси 1915» и благотворительного фонда «ИМ» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Музыкальной составляющей послужили отдельные фрагменты произведений Игоря Стравинского, тщательно отобранные Фабио Мастранджело и хореографом-постановщиком.

Действие балета разворачивалось на фоне анимированных декораций рождественского Санкт-Петербурга XIX века. В преддверии праздника гуляли горожане, блюстители порядка, дворники подметали заснеженные улицы. Среди них и Прачка (Олеся Гапиенко), тянущая за собой обветшалые санки.

С самого начала спектакля возникла тема социального неравенства: благополучие горожан, одетых в красочные многослойные наряды из дорогих тканей, и, напротив, бедность с ее скудными одеждами (художник по костюмам – Иван Глазунов).

Пронизывающие звуки леденящей метели и замедленная пластика персонажей экспозиции задали тревожный тон хореографическому повествованию.

Но в канун Рождества всегда есть место чуду. Внезапно теплый обволакивающий свет заполнил пространство, и на сцене летящим шагом появились маленькие херувимы с золотыми крыльями. Они принесли с собой на землю чистые души, держа в руках младенцев в плетеных корзинках. Один из таких рождественских даров был предназначен и Прачке. На фоне Зимней канавки Прачка водружает преподнесенную ангелами корзинку с младенцем на санки, где уже стоит корзина с бельем для стирки. Санки становятся символом судьбы героини, которую она тянет за собой с невероятным трудом. Ни болезнь, ни мороз не могут сломить ее. Теперь она счастлива, она стала матерью.

Проходит шесть лет. Зритель оказывается в пустой, гнетущего вида комнате, где и живут Прачка с сыном. Туда наведываются то разнузданные Халатники-старьевщики (Юрий Калинин, Сергей Никифоров), то беспринципный Городовой (Филипп Пархачев). Они грубы и жестоки. Пластические образы этих персонажей решены намеренно утрированным народно-характерным танцем. Кульминацией первой части истории становится дуэт-борьба, дуэт-неповиновение Прачки и Городового, насильно требующего внимания бедной женщины. Танец погружает зрителя в состояние отчаяния и беспомощности, которое испытывает и мальчик, глядя на происходящее. Не выдержав физических страданий, Прачка навсегда покидает этот мир. Ребенок остается совершенно один. 

Талантливо исполненная партия Мальчика (Дмитрий Орлов) в меньшей степени танцевальная, но в большей степени пантомимически выразительная. Мы верим и сопереживаем ему, когда он отправляется одиноко блуждать по рождественскому Невскому проспекту, где с грустью наблюдает за праздничными гуляньями. Нигде ребенок не находит помощи и поддержки. Наоборот, прохожие то над ним потешаются, то сторонятся, как прокаженного, то и вовсе избивают. Жеманный господин (Игорь Колб) лишь брезгливо вытирает платочком слезы с лица ребенка и тут же удаляется. Только маленькая девочка (Мария Волонцевич) угощает его бубликом и очаровательно исполняет вместе с ним танцевальные па. В конечном итоге мальчик тихо умирает в темном переулке от холода зимнего и человеческого.

Далее ребенок, окруженный ангелами, попадает на райскую елку к Христу, где специально для него танцуют прекрасные балерины в образе цветов. Среди всего великолепия мальчик замечает мать. Не познав радости на земле, он наконец получает желаемое на Небесах. В его честь танцуют ангелы и герои сказок. Он обретает дом, где его любят и заботятся о нем.

Сквозной линией через весь спектакль проходит роль писателя в исполнении Фаруха Рузиматова. Танцовщику удалось создать образ человека, отчаянно переживающего за судьбу маленького мальчика, но бессильного его спасти.

История, написанная в 1876 году о страданиях ребенка в жестоком мире взрослых, увы, актуальна и сегодня. Трагическая тема борьбы, страданий, несправедливости, но одновременно надежды и веры маленького человека, прозвучавшая в премьерном балете, заставляет задуматься о милосердии, сострадании и чуткости по отношению друг к другу.

«Все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их».

#балет #танец #премьера #БКЗ «Октябрьский»

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6942) от 10.06.2021 под заголовком «Танец ангелов у Христа на елке».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?