Глава Санкт-Петербургского отделения Академии наук сообщил о ближайших планах

О создании регионального отделения РАН стало известно больше года назад. Оно стало четвертым, и это первый случай, когда отделение появляется не в «отдаленном регионе» (как Сибирское, Уральское и Дальневосточное), а в мегаполисе. Тут наука, как считается, и так развивается, а если какой вопрос возникает, так до Москвы час лету, все можно решить.

Глава Санкт-Петербургского отделения Академии наук сообщил о ближайших планах | ФОТО Kane Reinholdtsen on Unsplash

ФОТО Kane Reinholdtsen on Unsplash

«Нельзя», — упорствовали петербургские академики и своего таки добились. За последние месяцы был утвержден состав отделения, оно прошло госрегистрацию, а сейчас избрали главу. Им стал Андрей Рудской — с одной стороны, человек из науки академической (и академик), с другой — из вузовской (возглавляет петербургский Политех Петра Великого).

Создание отделения академик Рудской охарактеризовал как «историческое событие, причем не только для Петербурга, а для всей России». В следующем году исполнится 300 лет Академии наук, из них 196 (то есть больше половины) она пребывала в Петербурге.

Вопрос о региональном отделении обсуждался еще в 1970‑х, вспоминает доктор технических наук, заслуженный деятель науки Олег Белый, однако получить статус отделения не удавалось:

— Был создан лишь Научный центр РАН. А это большая разница. К примеру, в отделении РАН могли избирать новых академиков и членов-корреспондентов, в Москве лишь утверждались их кандидатуры. А научный центр этой привилегии был лишен. Академиков из нашего города выбирали непосредственно в Российской академии наук в Москве, отчего их число в Петербурге стало сокращаться.

Между тем существовавшие три отделения и нынешнее создавались исходя из разных «идеологий», подчеркивает академик Рудской. Сибирское, Уральское и Дальневосточное были необходимы, чтобы развивались эти отдаленные регионы, что невозможно без образования и науки. Задача отделений была «адресно подходить к экономике региона, природным богатствам, кадровым ресурсам, индустриальным возможностям».

У Петербурга есть еще одна необходимость:

— Представьте себе: в Петербурге и Ленинградской области около 200 членов РАН, 38 академических научно-исследовательских институтов жили сами по себе. Сейчас задача — их интеграция и консолидация.

Создание отделения РАН, а внутри него — научных советов по разным направлениям позволит это сделать, по мнению ученого.

Он приводит в пример нейтронный реактор «Пик» в гатчинском ПИЯФе: его начали строить в 1976 году, работы не раз прерывались, установка приобрела сомнительное звание одного из старейших российских долгостроев. Дело двинулось, говорит Андрей Рудской, когда в 2010‑м ПИЯФ вошел в НИЦ «Курчатовский». В начале 2021‑го «Пик» был запущен.

Между «Курчатовским» и РАН есть соглашение, так что работы на реакторе (создание новых лекарств, исследование клетки, химия и многое другое) будут опираться и на мнение петербургского отделения, точнее — объединенного научного совета по естественным наукам при нем. Объединенные советы нужны, поскольку создание и продвижение любого продукта сейчас требует междисциплинарных исследований, комментирует ученый.

По его мнению, сейчас наука России «решает две глобальные задачи».

Первая — нужно создавать собственный конкурентоспособный продукт. «Не в хвосте бежать, догоняя западные технологии, а делать опережающий скачок». Как пример такого опережения академик называет ледокольный флот. Он тянул за собой создание уникальных разработок.

Вторая задача — реинжиниринг. Если по‑русски, то это радикальное изменение разных процессов, но в наших условиях этот термин — «про импортозамещение». Конкретно — про создание целой отрасли производства запчастей для высокотехнологичного импортного оборудования. Куплено в прежние годы на сотни миллиардов долларов, а в условиях санкций ни ремонт, ни замена деталей «от производителя» невозможны. Надо делать самим. «Это очень сложная задача», — признает академик: неправильная маленькая деталька — и выйдет из строя дорогущий компрессор или буровая установка.

— Санкции — это мегавызов, — констатирует Рудской. — Я верю в самодостаточность нашего государства с точки зрения талантов, но есть черта, свойственная россиянам: если что‑то можно купить, то можно ничего не делать. Сейчас мы это расхлебываем.

Правда, уточняет академик, «расхлебываем, не давясь»: «в последние 10 – 15 лет были мощнейшие вливания в развитие отечественной науки и образования, и мы оказались готовы к вызовам».

— Мы способны как реинжиниринг проводить, так и создавать продукты, которыми можно гордиться.

Сам Рудской, как ректор Политеха, гордится, например, тем, что ученые вуза вместе с двигателестроительной компанией в Рыбинске «близки к завершению уникального ряда двигателей для судостроения». А с «ОДК-Климов» уже создали «вертолетный двигатель, который используется и на Ми, и на Ка.

По некоторым высказываниям председателя СПб отделения РАН можно судить, например, о заинтересованности отделения в сотрудничестве с малым бизнесом. Он гибкий, незабюрократизированный, в нем можно быстро реализовать идею, чтобы было что показать бизнесу большому и получить инвестиции.

— Мы ставим перед собой задачу работать с сектором малого бизнеса «в обнимку», извините.

А вот, например, конкретно к технологиям «зеленой» энергетики академик относится если не скептически, то без восторга: «при создании только одной пластины кремния вы сколько нагадите природе! А потом еще утилизация»:

— Нужно гармонично развивать все виды энергетики. Мы не впадаем в эти ереси идеологические и технологические — «только «зеленая» энергетика!». Где много солнца — можно развивать солнечную энергетику, где много ветров — ветровую. Но мы в целом выбрали правильный путь: атомные станции, самые экологичные источники энергии.

Обитать отделение будет в здании на Университетской набережной, 5. Кваренги его и строил для Академии наук. До сих пор здание занимал Научный центр РАН, который с 2018 года перестал быть «академическим» — перешел в ведение Минобрнауки РФ. Еще в апреле здание постановлением правительства РФ было передано в бессрочное пользование РАН, а она передаст в бессрочное пользование отделению. Научный центр (это НИИ), по словам академика Рудского, будет в ранге арендатора работать, видимо, во флигелях этого же здания. Их еще предстоит отремонтировать.


#Академия #наука #отделения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7534) от 31.10.2023 под заголовком «Реинжиниринг и свой продукт».


Комментарии