Танцевальная компания Адити Мангалдас выступила в Петербурге в рамках фестиваля «Дягилев. P. S.»

В театре «Балтийский дом» индийская труппа показала спектакль-притчу Within («Внутри») в постановке своей основательницы, руководительницы и главной танцовщицы Адити Мангалдас.

Танцевальная компания Адити Мангалдас выступила в Петербурге в рамках фестиваля «Дягилев. P. S.» | ФОТО Юлии МИХЕЕВОЙ/предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Юлии МИХЕЕВОЙ/предоставлено пресс-службой фестиваля

Это продолжение восточной линии фестиваля «Дягилев. P. S.», которая в разные годы была представлена экзотической «Жизелью» в версии южноафриканского хореографа Дады Масило, мистическим «Идиотом» Сабуро Тешигавары, философской «Сутрой» Сиди Ларби Шеркауи с участием шаолиньских монахов, мультикультурной «Торобакой» Исраэля Гальвана и Акрама Хана.

Компания Адити Мангалдас уже известна российскому зрителю по гастролям на Чеховском и Платоновском фестивалях. Как и знаменитый британский хореограф бангладешского происхождения Акрам Хан, в своих постановках Мангалдас обращается к традиции древнего индийского танца катхак. Но идет еще дальше, используя его лексику не только в качестве одного из элементов сложного хореографического языка, но и как первооснову и главный источник движения. В своих постановках она нередко выходит за рамки аутентичности, обогащая катхак достижениями других танцевальных техник и приемами современного театрального искусства. «Сохранить традицию можно только заперев ее в музее под стеклом. Но это будет гроб. А мы живые люди! Художник должен дышать воздухом сегодняшнего дня», — говорит Мангалдас в одном из интервью.

В центре спектакля «Внутри» — исследование соотношения жес­токости и гуманности в природе человека. Импульсом к созданию постановки послужила ужаснувшая весь мир история о групповом изнасиловании студентки в Дели. Хорео­граф поставила перед артистами сложную задачу: «Открыть в себе корни насилия — и затем дать выход своей человечности». В соответствии с этим замыслом постановка делится на две контрастные части.

Первая («Стянутый узлом») посвящена самым темным сторонам человеческой души. Катхак здесь соединяется с современным танцем, в нем появляются несвойственные для классического исполнения движения (например, почерпнутые в немецком экспрессионистском танце экстатичные, граничащие с потерей равновесия запрокидывания корпуса). Под гнетущее, изобилующее шумовыми эффектами электронное звучание восемь артистов вытанцовывают боль и ужас: выбивают тревожный, переменчивый ритм голыми пятками, нервно дергаются и дрожат всем телом, неистово топают, взмывают в прыжке и со всего размаху падают на колени, сопро­вождая движения хлопками и громким дыханием.

Вторая часть («Развернутый») нивелирует напряжение предыдущей. На сцене, залитой теплым золотис­тым маревом, царит традиционный катхак и этническая музыка в живом исполнении. Поначалу головы артистов замотаны тканью, символизирующей кокон боли, взгляд «внутрь» себя, но постепенно они открывают лица и отдаются радостному, животворному танцу. В нем присутствуют все классические элементы катхака: стремительные и плавные вращения, сложнейшие ритмы, прихотливая игра кистей и плетения по‑растительному гибких рук, богатые мимикой и жестикуляцией пантомимные диалоги, энергичные выстукивания ногами, сменяемые дробной пластикой, когда мы не видим самого движения, а слышим лишь звон колокольчиков гунгру на щиколотках танцовщиков.

Индийские танцовщики лишены кордебалетного единообразия: в труппе — исполнители разного возраста, роста, комплекции. Танец самой Адити Мангалдас производит сильнейшее впечатление. Трудно представить, что этой маленькой страстной танцовщице 63 года, настолько точны и быстры ее движения, гибки корпус и руки, выписывающие диковинные узоры. Но не виртуозность выступает здесь на первый план, а телесная органика, разнообразие эмоций и чувств. Печаль, гордость, нежность, радость, страх, восторг, гнев, эмпатия, удовольствие… Все это Мангалдас передает с поразительной музыкальностью и полной самоотдачей. «Когда внутри человек полон добра и человеколюбия, он их излучает вокруг», — говорит хореограф, завершая свой спектакль праздником жизни.

Одна из важнейших исполнительских задач катхака — непосредственное воздействие на зрителя, вовлечение его в эмоциональную стихию танца. И, судя по стоячим овациям и нежеланию публики расходиться, артисты компании Адити Мангалдас в этом преуспели.


#театр #балет #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7550) от 23.11.2023 под заголовком «Ритмы печали и радости».


Комментарии