Сочинение про сочинение. Как школьников будут проверять перед ЕГЭ

Минпросвет объявил темы итоговых сочинений, которые служат допуском к ЕГЭ. Там есть, например, про «Месть и великодушие» и «Искусство и ремесло» - но и про «Отцы и дети», разумеется, тоже, куда ж без них. Между тем знание литературного материала и какая-никакая грамотность, как оказалось, иногда вовсе не единственное, что требуется от «сочинителей».

Сочинение про сочинение. Как школьников будут проверять перед ЕГЭ | РИСУНОК Максима СМАГИНА

РИСУНОК Максима СМАГИНА

Жанр школьного сочинения переживает эпоху Ренессанса. Мы все прекрасно помним те времена, когда лихие инноваторы от образования убедительно внушали публике, что для «формирования жизненно важных навыков» сочинение абсолютно бесполезно. Что люди в жизни сочинений не сочиняют, а сочиняют они служебные записки, рапорты и заявления о приеме на работу. Вот этому и надо школьников учить. А потом наступила эпоха увлечения тестами, а учителей, которые упорно предлагали школьникам сочинение, впору было заносить в Красную книгу.

Отрезвление наступило, когда выяснилось, что два абзаца из текстовой части ЕГЭ школьники связно написать не могут. И сочинение в школу вернулось.

Это есть правильно. Школьное сочинение как жанр универсально. Конечно, большинство учащихся с трудом сложат некоторое количество предложений («групп слов, выражающих законченную мысль») в общую конструкцию, но главное - попрактиковаться в речи письменной. И желательно без грамматических ошибок. Зато те школьники, чье воображение и словарный запас позволяют, напишут маленький рассказ. А склонные к размышлениям превратят простое школьное сочинение в маленькое философское эссе.

В стародавние времена, когда учился в школе я, такое многообразие жанров поощрялось - вот я всегда школьное сочинение писал стихами (или тем, что я считал стихами). Не скажу, чтобы это учителей сильно радовало, но репрессий за вольнодумство не следовало.

Короче, к радости людей разумных, в школу вернулись сочинения, в том числе районные, региональные и конкурсные. Обычно инициатором и оператором конкурса выступает само образовательное ведомство: у него есть опыт составления положений о процессе, критериев оценки работ и самой организации процесса.

Главное, повторю, побудить школьников письменно складывать слова в предложения. Это в будущем пригодится в любом случае: помнится, один будущий доктор наук (помогал я ему с диссертацией) задачу ставил именно так - «От вас требуется написать слова»; я написал, а о чем была эта диссертация, не знаю до сих пор.

Иногда инициаторами конкурсных сочинений становятся общественные организации - тут у меня есть некие субъективные претензии к тематике работ, их обязательной идеологизированности, этакому словесному патриотизму. Но это просто ворчание хронического «шкраба». А вот конкурс сочинений, инициированный Президентской библиотекой, меня откровенно порадовал.

Порадовал именно предложенной тематикой. Детей не загоняют в рамки, есть где разгуляться: «Слово как источник счастья», «О проявлении нравственного начала в истории, жизни и судьбе», «Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер» (юбилеи литературных произведений), «Хоровод муз» (Год театра и балета), «Россия, устремленная в будущее», «Настоящая ответственность бывает только личной» (Ф. Искандер), «Вместе целая страна», «Деньгами надо управлять, а не служить им» (Луций Анней Сенека), «Гордиться славой предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» (А. С. Пушкин).

Причем сочинение может быть в любом жанре: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, эссе, рецензия. Короче, что умеешь - покажи. Сразу видно, что все это придумано очень начитанными людьми, идеологически не зацикленными и детей понимающими.

Оператором процесса, по обыкновению, выступил Минпросвет (тогда еще называлось Минобрнауки)... И вот тут-то, как обычно, начались чудеса.

На установочном совещании руководителей методобъединений города, дабы эти неразумные прочувствовали всю ответственность конкурса, им было поведано, что сочинения эти будут читать «в верхах». Ясен пень, раз инициатор конкурса Президентская библиотека, то ключевое слово здесь не «библиотека», а «президентская».

По этой логике в читальном зале Библиотеки конгресса в США занимаются только конгрессмены, а в шведской Королевской опере поет исключительно король Швеции и его семья. Вот поэтому и рисуется картинка, когда президент страны, занимающей 1/9 часть суши, отложив все дела, запирается в своей личной библиотеке и, вооружившись красным карандашом, читает детские сочинения.

Окончательно меня добил пакет документов, необходимых для правильного оформления сочинения.

Итак, прежде всего необходимо письменное согласие родителей на обработку персональных данных их детей; мы к этому привыкли, но в этот раз разрешение должно быть на специальном бланке. Далее - заявка от каждого участника, не написанная, а напечатанная строго по образцу. Подлинник работы с печатью образовательного учреждения на каждой странице. Работу можно выполнять только синей пастой, и нельзя скреплять листы между собой. Далее в пакет включается ксерокопия сочинения с учительской правкой ручкой (обязательно красного цвета), скрепляемая степлером (обязательно степлером) в левом верхнем (!) углу. Потом прикладывается лист оценивания с баллами и расшифровкой (ФИО двух учителей, проверяющих работу, и их подписи). Венчает все это дело отчет об организации и проведении ВКС (Всероссийский конкурс сочинений, а не военно-космические войска, если вы подумали) в образовательной организации в электронном и печатном виде.

То есть объем сопроводительных бумажек больше, чем листов сочинения.

Сначала мне показалось, что при столь серьезном отношении к оформлению документов на них еще не хватает грифа «Совершенно секретно». Подумал получше и понял, чего мне не хватило на самом деле.

Была такая страна ГДР, очень спортивная. И если их спортсмен побеждал на важных соревнованиях, то за его успех награждали не только тренера, но и школьного учителя, который его к спорту приобщил.

Так вот, раз уж столько бумаги к детскому сочинению прилагается, раз уж конкурс такой важный, почему бы не присовокупить к прочим (можно прикрепить степлером) еще одну малюсенькую бумажку? С информацией о школьном учителе, который этого участника готовил.

#егэ #сочинение #школьники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6295) от 08.10.2018 под заголовком «Сочинение про сочинение».


Комментарии