Смотреть в будущее. Как сегодня живет отечественный кинопрокат?

По оценке главы Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергея Сельянова, в 2022 году из‑за ухода с нашего рынка ряда крупных западных производителей фильмов российские кинотеатры могут потерять более 11 млрд рублей. В этой ситуации прокатчики ищут новые пути привлечения зрителей. А у производителей отечественных кинокартин появляется шанс серьезно расширить свою зрительскую аудиторию и неплохо заработать.

Смотреть в будущее. Как сегодня живет отечественный кинопрокат? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Если говорить о цифрах, то картина до конца февраля выглядела так: 70 – 75 % доходов в петербургских кинотеатрах получали за счет показа голливудских фильмов. После того как западные студии отказались от проката своих картин в РФ, ситуация изменилась. По сведениям аналитиков «Невафильм Research», уже в марте 2022 года кассовые сборы петербургских кинотеатров (по сравнению с январем) снизились на 66 % (до 107,9 млн рублей), а посещаемость залов упала примерно на две трети. В этой ситуации ряд кинотеатров сокращает режим работы, переводит сотрудников на неполный рабочий день.

Но не Голливудом единым. Полнометражный мультфильм «Зверопой-2», вышедший на экраны 23 декабря 2021‑го, за время показа в России посмот­рели 3,23 млн человек, которые принесли в кассы кинотеатров 932,6 млн рублей. Стартовавший за неделю до начала 2022 года фильм «Последний богатырь: посланник тьмы» всего за пару месяцев посмотрели свыше 7,2 млн человек, а сборы картины составили около 2,2 млрд рублей. А мультик «Три богатыря и конь на троне» увидели более 1,5 млн россиян — фильм заработал почти 420 млн рублей.

Есть и новые российские картины (мультик «Финник», «Хочу замуж», «Первый Оскар», «Отчаянные дольщики», «Родители строгого режима» и др.), которые с точки зрения проката имеют перспективы заработков в сотни миллионов рублей. «Первый Оскар», стартовавший 21 апреля, уже соб­рал в прокате 74 млн рублей, а «Отчаянные дольщики», вышедшие 28‑го, — 45 миллионов. Полнометражный мультик «Бука, мое любимое чудище» за декаду собрал и того больше: 86 млн рублей.

Главное сегодня — чтобы отечественных картин хватало для полнопрофильного проката. Пока это не так. По данным ProfiCinema, в минувшем году, к примеру, в прокат вышли 92 оте­чественные картины — 22,8 % от числа всех новых. Причем по итогам кинотеатрального проката в РФ и СНГ окупились пять из них — «Последний богатырь: корень зла», «Батя», «Пара из будущего», «Родные» и «Пальма».

В новой ситуации кинопрокатчики ищут новые пути привлечения зрителей. На больших экранах страны вновь появились перевыпущенные «Брат» и «Брат-2», «Служебный роман» и «Тарас Бульба», «Иваново детство» и «Любовь и голуби». Самый успешный из них, балабановский «Брат», посмотрели 288 тыс. человек. А вот непростое «Иваново детство» Тарковского, вышедшее в повторный прокат с 1 апреля, собрало куда более скромную ­аудиторию — 2,2 тыс. зрителей.

Не остались наши кинотеатры и совсем уж без западного кино. 12 мая, к примеру, в российский прокат вышел американский боевик «Флешбек» с Лиамом Нисоном и Моникой Беллуччи в главных ролях. А сам фильм, основанный на романе Джефа Ги­рартса «Болезнь Альцгеймера», снят Мартином Кэмпбеллом, режиссером легендарного «Казино «Рояль». Пополнит обойму зарубежных новинок французско-швейцарская комедия «Этому быть!», американский приключенческий фильм «Грешное тело» и другие картины, которые, хочется верить, помогут прокату пережить кризис.

Пока же впереди лето — и теп­лый сезон, как обычно, выгонит из залов большую часть зрителей. Если ситуация не изменится к лучшему, уже к осени кинотеатры могут начать закрываться по экономическим причинам. По мнению главы объединенной сети кинотеатров «Синема Парк» и «Ф­ормула Кино» Алексея Васясина, без помощи государства такие учреждения продержатся недолго, так как «посмотреть фильмы впрок в отличие от покупки гречки, сахара или еще чего‑то невозможно — нужно предлагать новинки».

Государство сложившуюся ситуацию видит. Так, уже подписано изменение в закон, благодаря которому 100‑процентное госфинансирование производства и проката могут получить дебютные фильмы выпускников режиссерских факультетов федеральных вузов, неигровые картины и уникальные авторские анимационные фильмы.

А 4 мая премьер-министр Михаил Мишустин подтвердил намерение правительства РФ выделить дополнительные субсидии на производство отечественного кино — и в итоге поддержка киноиндуст­рии в нынешнем году составит более 14,5 млрд рублей. От того, какими будут новинки российского кино, во многом зависит будущее нашего кинопроката.


#кинотеатры #фильм #прокат #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7181) от 02.06.2022 под заголовком «Смотреть в будущее».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?