Перебирая наши книги. В свет вышел пятый сборник Всемирного клуба петербуржцев
Всемирный клуб петербуржцев выпустил пятое, дополненное, издание, в котором, как и прежде, объединены под одной обложкой «Белая», «Красная» и «Черная» книги. В них дается общественная оценка городской архитектуре, реализованным проектам реставрации и благоустройства — приобретениям, угрозам, утратам. Иллюстрированный альбом подготовлен экспертным советом клубной программы «Круглый стол» по эстетике городской среды Петербурга».

ФОТО Pixabay
Этот совет объединяет ведущих архитекторов, художников, историков искусства. Свою работу над созданием «Белой» (приобретения), «Красной» (предостережения) и «Черной» (утраты) книг он начал почти двадцать лет назад. В пятом издании «Белой книги» — 75 объектов. Последние пополнения относятся к 2021 году — это воссозданный три года назад храм Рождества Христова на Песках на 6‑й Советской улице (проект выполнило архитектурное бюро «Литейная часть-91» Рафаэля Даянова) и гостиничный комплекс Royal Park на Петровском проспекте (проект мастерской № 6 «ЛенНИИпроекта», руководитель Михаил Сарри).
В «Красной книге» — 22 адреса. В минувшем году в нее включены планы сооружения в Петербурге небоскреба высотой 703 метра и опасность утраты здания ВНИИ целлюлозно-бумажной промышленности (2‑й Муринский проспект, 49) — характерного образца архитектуры 1950‑х годов, часто называемой «сталинским ампиром».
В «Черной книге» — 37 названий уже утраченных зданий. Все последние относятся к образцам советской архитектуры 1940 – 1970‑х годов — СКК (проспект Юрия Гагарина, 8), здание Речного вокзала с гостиницей (проспект Обуховской Обороны, 195) и НИИ морской связи и телемеханики (Наличная улица, 6).
Издание выпущено тиражом одна тысяча экземпляров при поддержке петербургского комитета по печати и взаимодействию со СМИ. Альбом будет распространяться бесплатно по библиотекам Петербурга, а также передаваться библиотекам тех российских городов, где Всемирный клуб петербуржцев проводит свои выездные встречи.
По мнению Ивана Уралова, художника-монументалиста, председателя экспертного совета, представившего членам клуба новое издание, теперь настало время проанализировать состав «Белой» и «Красной» книг. Возможно, не все «белокнижные» дома выдержали проверку временем. И, наоборот, те здания, которые представлялись диссонирующими объектами сразу после их возведения, вросли в городскую архитектурную ткань.
После того как завершится эта работа и будут обнародованы (в каком именно виде и формате — вопрос отдельный) ее результаты, Уралов предложил членам клуба начать новую историю «Белой», «Красной» и «Черной», отсчитывая все события с начала 2020‑х годов.
Члены экспертного совета уже готовят предложения по открытым общественным пространствам и зданиям поздней советской архитектуры — ленинградскому модернизму. Иван Уралов призвал практикующих зодчих смелее подавать свои произведения в качестве кандидатов на включение в «Белую книгу».
В комментарии для «Санкт-Петербургских ведомостей» он добавил, что, по его мнению, в новой версии трех книг были полезны небольшие статьи экспертов, объясняющие их выбор. В изданиях, вышедших до сих пор, обоснование уложено в одну фразу. Например, в «Белой книге» — «Современная архитектура в контексте исторической среды Петербурга» или «Новая функция исторического объекта». Уралов предложил создать еще и четвертую книгу, чтобы отмечать нереализованные проекты, которые выполнены мастерски и могли бы положительно повлиять на облик города.
По источникам, достигнута пока предварительная договоренность между Всемирным клубом петербуржцев и петербургским городским отделением ВООПИиК о том, что пятое издание «Белой», «Красной», «Черной» книг будет выложено в свободный электронный доступ для проведения по всем объектам народного интернет-голосования.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7351) от 07.02.2023 под заголовком «Перебирая наши книги».
Материалы рубрики
Организаторы Книжного салона утвердили детскую программу
В Президентской библиотеке электронную коллекцию «Спорт в России» пополнили пятнадцать оцифрованных изданий
ВЦИОМ: чтение книг привлекает 57 % россиян
Вышел в свет второй том ранее неизвестных произведений Кони
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии