«Не думал, что продолжу петь в этом возрасте»

Пласидо Доминго, музыкант, в применении к которому эпитет «великий» не будет нескромностью (при всей скромности его обладателя), вновь приехал на любимый фестиваль «Звезды белых ночей» к другу Валерию Гергиеву. Впервые на сцене Мариинского 76-летний баритон исполнил партию Макбета в одноименной опере Верди и впервые продирижировал его же «Трубадуром». На короткой встрече в перерыве между репетициями музыковеду Владимиру ДУДИНУ удалось задать Пласидо ДОМИНГО несколько вопросов.

«Не думал, что продолжу петь в этом возрасте» | Макбет - персонаж, движимый жаждой власти, которого подталкивала в этом направлении леди Макбет. ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ

Макбет - персонаж, движимый жаждой власти, которого подталкивала в этом направлении леди Макбет. ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ

- По дороге с репетиции на интервью вы обмолвились, что «Макбет» для вас особенная опера. В чем ее особенность?

- Да, это действительно фантастическая, особенная опера, благодаря прежде всего персонажу, созданному великим Шекспиром. Как вам, наверное, известно, я на протяжении нескольких лет исполнял одну из выдающихся вердиевских партий и шекспировских ролей - Отелло в одноименной опере Верди. Отелло - драматическая роль, и в то же время партия требует от певца превосходных вокальных качеств. Ровно такое же сочетание мы видим и в «Макбете» - сочетание музыки Верди и драмы Шекспира. Две эти партии бросают серьезный вызов певцам, проверяют их на вокальную и драматическую состоятельность. Отелло, как известно, был не столько ревнив, сколько доверчив. Макбет - персонаж, движимый жаждой власти, которого подталкивала в этом направлении леди Макбет. Невероятно интересная роль.

- Вашей восхитительной партнершей в спектакле Мариинского театра была меццо-сопрано Екатерина Семенчук. Вместе с ней вы дважды нарушили традицию: бывший тенор спел баритоновую партию, а меццо-сопрано - партию, которую если и рискуют петь, то чаще драматические сопрано.

- Должен заметить, что многие меццо-сопрано хотели исполнить партию леди Макбет и ее исполнили. Среди них могу назвать Грейс Бамбри, Ширли Веретт, Кристу Людвиг. Когда мы заговорили на эту тему с Катей, я предложил ей спеть в опере «Макбет» вдвоем в оперном театре Лос-Анджелеса. Кстати, совсем недавно вышел DVD этого спектакля и уже имеет большой успех. А знакомы мы с Катей давно, давно дружим. Начало этой дружбе было положено 16 лет назад во время постановки оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха в Мариинском театре, которую ставила моя жена Марта Доминго. Катя пела тогда Никлауса, а я был слушателем, хотя партию Гофмана исполнял во многих других театрах. За эти годы Екатерина очень выросла не только как певица, но и как драматическая актриса.

- В «Трубадуре» вы с Екатериной тоже не расстались, только вы отправились в оркестровую яму, где встали за пульт, а она осталась на сцене петь цыганку Азучену.

- Да, и если вы повторите вопрос многих журналистов о том, что мне интереснее - петь или стоять с дирижерской палочкой, я отвечу, что мне дороги обе ипостаси. Когда я пою, то счастлив оттого, что пою и ни о каком дирижировании не думаю, а когда дирижирую - думаю не только о пении. Моя задача как дирижера - соединить усилия всех музыкантов, сидящих в оркестре, для достижения одной цели - дать музыке прозвучать с максимальной полнотой. Более того, когда я встаю за дирижерский пульт, представляю себя одним из музыкантов оркестра, где, на мой взгляд, каждый является большим музыкантом. Да, были времена, когда все выглядело несколько иначе. Артуро Тосканини относился жестко к дисциплине музыкантов, его считают диктатором. Сегодня такой номер уже не пройдет. Даже те дирижеры, которые отличаются большей жесткостью, все равно понимают, что так себя держать нельзя, так успеха не добьешься.

- Вы стараетесь более-менее регулярно навещать Мариинский театр, были на открытии Новой сцены, пели в «Валькирии» Вагнера, «Набукко» Верди, некоторых других операх. Вам здесь интересно как музыканту?

- Когда мы обсуждаем с Валерием Гергиевым мои планы в «Метрополитен-опера», Венской государственной опере, «Ковент-Гарден», Лос-Анджелесе, я всегда обращаю его внимание, как важно для меня приезжать в Мариинский театр дирижировать и петь. Мои визиты в Петербург - радость и удовольствие. В особенности в период фестиваля «Звезды белых ночей» общаться с великолепной компанией Мариинского театра. Валерию удалось создать такую мобильную систему, где в один вечер поет один хор, а в следующий - другой, как было, когда я слушал «Макбета» с постоянным составом и «Трубадура», где в составе хора были солисты Академии молодых певцов.

- Вы поддерживаете жанр сарсуэлы, испанской оперетты, о котором в России слышали немногие, а видели еще меньше. Не собираетесь привезти что-нибудь из этого репертуара на «Звезды белых ночей»?

- Не знаю, может быть. В Мариинском театре есть столько всего, такой огромный репертуар, в один вечер может проходить до восьми событий. Мне, конечно, очень приятно, что вы спрашиваете о планах, у меня наступает не только прилив энтузиазма, но и ощущение, что впереди еще лет сорок творческой деятельности. А мне действительно хочется сделать и то и другое. Тем не менее стараюсь не торопить и не форсировать события - год идет за годом.

- Ваш переход из теноров в баритоны заставил мир изумиться безграничным возможностям вашего голоса. Секрет, конечно, не раскроете?

- Я и сам не могу этого объяснить. Признаюсь, никогда не думал, что доживу до такого возраста и буду продолжать петь. Я никогда не думал о возрасте применительно к пению. Но в этом, безусловно, есть и момент техники, позволяющей в определенном возрасте петь и чувствовать себя свободно. Посмотрим, что будет дальше. Это жизнь.

#Мариинский театр #Доминго #Макбет

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...