В Мариинском театре ожидается премьера «Нюрнбергских мейстерзингеров»

В Мариинском театре под финал сезона ждут премьеру «Нюрнбергских мейстерзингеров», оперы Рихарда Вагнера, которая сделает собрание опер композитора в театре полным (за исключением двух ранних опер, которые практически не ставятся). Ни один театр — не только в России, но и в мире — не может похвастать наличием всех опер немецкого композитора в активном репертуаре, кроме Байройта (старинный город в Германии, где находятся музей и могила Рихарда Вагнера), хотя там оперы Вагнера идут только в фестивальный период. Оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» (мастера пения из Нюрнберга) называют комической, это самая светлая опера Вагнера, полная прекрасных мелодий. Задуманная как небольшая преамбула о состязании певцов-ремесленников к состязанию певцов-рыцарей в «Тангейзере», «Нюрнбергские мейстерзингеры» стала самой длинной из опер Вагнера, оперой о любви, о поэзии и поэтах, о творчестве и традициях, о вдохновении и ремесле. Одним из героев оперы становится сам город Нюрнберг, а действие разворачивается накануне праздника святого Иоанна (Крестителя, покровителя музыкантов и ремесленников), приз в состязании певцов — рука прекрасной девушки. Режиссер-постановщик спектакля Константин БАЛАКИН поделился с журналисткой Натальей КОЖЕВНИКОВОЙ своим видением оперы.

В Мариинском театре ожидается премьера «Нюрнбергских мейстерзингеров» | Репетиция «Нюрнбергских мейстерзингеров». Константин Балакин (режиссер) и Михаил Петренко (Ганс Сакс)./ Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2023 г.

Репетиция «Нюрнбергских мейстерзингеров». Константин Балакин (режиссер) и Михаил Петренко (Ганс Сакс)./ Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2023 г.

Рихард Вагнер себя во многом ассоциировал с одним из героев оперы — Гансом Саксом. В опере это башмачник, который в совершенстве владеет мастерством слагать песни, а исторически — поэт и драматург. Вагнер подписывал некоторые свои письма этим именем…

— В этой опере Вагнер на жизнь смотрит глазами своего главного героя Ганса Сакса. Судя по стихам Сакса, которые известны, он был человеком очень позитивным. Опера жизнерадостная и жизнеутверждающая. Хотя не могу сказать — искрометная, это все же Вагнер, и там достаточно глубоких философских монологов и развернутых ариозных построений у главного лирического героя рыцаря Вальтера. Они очень поэтичны. Причем это поэзия не XVI века, это текст Вагнера, но по стилю он ближе к XX веку, может быть, даже к декадансу, к модерну. Существует отличный перевод либретто Виктора Коломийцева, в чьем переводе знали все оперы немецкого композитора в России.

Виктор Коломийцев был мастером перевода. Но опера в Мариинском идет на немецком. В чем главная идея оперы и вашей постановки?

— Опера об искусстве и во славу искусства. Сложность «Мейстерзингеров» в том, что Вагнер пытается преподнести обстоятельно и внятно свою концепцию искусства вообще: оно должно твердо опираться на традиции и уже на этой основе должны рождаться какие‑то новшества. И я использую эту «методологию» в нашей постановке — мы не отказываемся от традиционных для оперного театра вещей, и все места действия определены авторскими пожеланиями. Композитор оставил очень подробные и обстоятельные описания, ремарки — что и где происходит, как выглядит то или иное помещение. Мы, конечно, допускаем вольности, и наш стиль можно было бы назвать «поэтическим реализмом».

Одна из наибольших сложностей в том, чтобы сделать все мизансцены «говорящими». Поскольку опера исполняется на языке оригинала, мизансцены должны нести информацию, создавать образ, соответствующий тому, что поется в тексте. Мы стараемся с артистами находить такой сценический язык, за который Вагнер и ратовал: ему было важно, чтобы на сцене происходило действо, выразительное во всех отношениях: и в звучании, и во внешней обстановке, и наполненное драматической игрой артистов…

Искусство сегодня как никогда ­ну­ж­­дается в возвращении к корням. Поэтому мне показалось, что основной посыл — про искусство средствами искусства. Хотя, конечно, устрашающий объем материала. В опере разворачивается все в режиме «реального времени»: за пять часов спектакля мы переживаем вечер, ночь и утро следующего дня, как будто все происходит здесь, сейчас, по времени, соответствующему реальной жизни.

В какое время вы помещаете происходящее?

— Мы придерживаемся эпохи, но не дотошно воспроизводим Нюрн­берг XVI века. Мы обращаемся к источникам, тем более в опере упомянут Дюрер, который жил в этом городе, и в костюмах есть и Дюрер. Мы несколько приближаемся по стилю к немецкому Северному Возрож­дению, и сам Нюрнберг, сам город является его воплощением. У Ганса Сакса есть целая ода Нюрнбергу, где описывается его благоустройство, его социальная организация, где комфорт­но всем, и прежде всего — искусству.

Этот момент очень важный, наверное, и для Вагнера, и для нашей жизни, мне кажется, к этому нужно стремиться: это существование искусства и ремесла абсолютно на равных правах. То есть ремесло как искусство и искусство как ремесло. И это все вот возведено Вагнером в какую‑­то высшую степень. Мариинский театр предложил, увидев эскизы художника Елены Вершининой, делать декорации живописными средствами, то есть это не фотопечать, столь часто заменяющая живопись, а именно использование мастерских театра — огромного богатого ресурса, ресурса мастеров! Сами мастера увлеченно работали, хотя там очень много трудоемкой именно ручной работы. Костюмы сделаны в соответствии с историческим силуэтом и фасоном, исторически достоверными деталями. Костюм должен выглядеть убедительно, красиво и при этом сдержанно. И все это диктует опера. Так же как и пространство действия: церковь, городская улица ночью — каменный мешок, затем камерное пространство в мастерской у Сакса. Кстати, самая сложная для актеров сцена — внутри этого небольшого помещения оказываются шесть главных персонажей оперы. И это самое длинное действие, после которого наступает выход на луг у реки, где происходит городское гулянье, все пришли слушать мастеров пения… Это словно глубокий вдох на просторе.


#композитор #Мариинский театр #опера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7462) от 21.07.2023 под заголовком «Мастера пения».


Комментарии