В Мариинском театре прошли две премьеры-возобновления из 1990‑х годов

В декабре в Мариинском театре прошли две премьеры-возобновления из 1990‑х годов или, вернее сказать, обновления, потому что «Отелло» Джузеппе Верди и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова предстали посвежевшими и одетыми в новые сценические «одежды».

В Мариинском театре прошли две премьеры-возобновления из 1990‑х годов  | ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

В нынешних реалиях такое возвращение интересных спектаклей прежних лет позволяет театру сохранить прежнюю постановочную интенсивность, работая прежде всего для своей, российской, ­публики. Тогда, в 1990‑е, Валерий Гергиев стремился максимально расширить репертуар Мариинского театра за счет знаковых для его истории названий, и это находило отклик у зрителя. Обе премьеры и сейчас прошли с успехом и заявлены в январскую афишу.

Гениальная партитура «Отелло» появилась у «великого старца» Верди после долгих лет молчания. Опера была поставлена в миланском «Ла Скала» в 1887 году и буквально через несколько месяцев появилась на сцене Мариинского театра. Последующая постановочная история оперы связана с Валерием Гергиевым. Первый спектакль, в котором заглавную партию спел Пласидо Доминго, «одолжили» у лондонского «Ковент-Гардена» на ограниченное число показов. Следующий ­«Отелло» в 1996 году ставил Джанкарло дель Монако — сын легендарного Марио дель Монако, для которого партия Отелло была одной из коронных. Декорации тогда приехали из оперного театра Бонна, но на исторической сцене им было тесно. К тому времени у театра появился и «свой» Отелло — Владимир Галузин, прославившийся в том числе и с этой партией на ведущих мировых сценах. В 2007 году была попытка «режиссерского» «Отелло» Василия Бархатова, но хотелось возвращения к первоисточнику и новых выдающихся исполнителей заглавной партии, ведь эта опера особенно требует звезд.

Спектакль 1996 года, теперь возобновленный Михаилом Смирновым, сугубо традиционен. Единственная запоминающаяся сценическая деталь: огромный поверженный византийский крест. Да и само действие происходит в сумрачном пространстве разрушенного собора, которое по смыслу никак не обыграно. Этот традиционный спектакль послужил прекрасной рамой для оперной дивы и других звезд, а роскошные исторические ­костюмы Вольфа Мюнцнера (Дездемона по ходу действия меняет четыре платья) лишь подчеркивали главное: звучность и красоту голосов.

На декабрьской премьере театр собрал звездный состав, в партии Дездемоны предстала Хибла Герзмава, любимая петербургской публикой. Исполнитель партии Отелло — Арсен Согомонян театралам знаком меньше, так как последние годы он в основном поет на Западе, в том числе и эту партию. Исполнение его было стилистически очень итальянским: абсолютно без форсирования звука, плотное и мягкое звуковедение, идеальная дикция. Третьей звездой стал Владислав Сулимский в партии Яго, создавший самый яркий драматический образ в спектакле. Театр собрал превосходный ансамбль, где даже в маленькой роли Лодовико блеснул Евгений Никитин, а Роман Широких (Кассио) запомнился приятным голосом. Как всегда, динамики и страсти добавил оркестр под управлением Валерия Гергиева.

Вторая премьера декабря — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — значилась в афише как новая редакция постановки Алексея Степанюка 1994 года. На самом же деле оказалась полноценной премьерой в других декорациях, выполненных самим режиссером, с другим светом (художник по свету — Егор Карташов) и видеорядом (Вадим Дуленко).

Мировая премьера оперы Римского-Корсакова состоялась на исторической сцене Мариинки в 1907 году, партию Гришки Кутерьмы тогда пел знаменитый драматический тенор Иван Ершов. Опера шла и в советские годы. А спектакль 1994 года был первым «Китежем» в эпоху Гергиева. Ту реалистичную добротную работу Степанюка в 2001 году сменил спектакль Дмитрия Чернякова, завоевавший «Золотую маску». Сейчас Алексей Степанюк представил публике новую редакцию своей постановки. Впрочем, новое, как выяснилось, оказалось хорошо забытым старым.

Для Римского-Корсакова «Китеж» стал четырнадцатой, предпоследней, оперой, в которой предстал тот самый «русский мир», о котором в последнее время много говорят и спорят. На спектакль настраивала первая видеопроекция-заставка на занавес: в раме лесных ветвей многочисленные главки и купола, отражающиеся в озере, — сюжет для оформления оперы традиционный. ­Нетрадиционным оказался архитектурный облик святого града, в этот раз напоминающий размноженный храм Вооруженных сил в Кубинке и своими очертаниями, и зеленовато-голубоватой гаммой.

Опера открывается оркестровым вступлением «Похвала пустыне» лесной, где живет Феврония в гармонии с природой. Сквозное оформление сцены, проходящее через весь спектакль, состоит из арок с надписями на старославянском: «Коль возлюблены селения Твоя, Господи. Аз есть дверь, мною аще кто внидет — спасется и пажить обретет». Это сразу задает религиозно-философские координаты, остальное почти целиком создается светом и видеорядом. Лесная чаща, мультяшные огромные звери — мир Февронии. Другой мир — это Малый Китеж, где происходит основное действие: свадебный поезд, столк­новение с предателем Гришкой Кутерьмой, нападение татар. И, наконец, Великий Китеж, с самого начала решенный в своей вечной статичности и святости. Оттуда — один шаг до рая.

«Китеж» — опера ансамблевая, хоть и требует больших драматических голосов для партий Февронии и Гришки. У Ирины Чуриловой действительно красивый большой голос, а Андрей Попов — тенор характерный, но ему прекрасно удаются все драматические грани этого интересного персонажа. В их противостоянии — святой и грешника — и сек­рет национального характера, и судьба страны — трагическая и устремленная ввысь, к раю, куда ведут птицы Сирин (Юлия Сулейманова) и Алконост (Ирина Ванеева).

В премьерном составе присутствовал сплав опытности и молодости. Наряду с известными солис­тами Мариинского театра, такими как Юрий Воробьев — князь Юрий Всеволодович или Евгений Никитин — Гусляр, были молодые: Александр Трофимов — княжич Всеволод, Максим Даминов — Федор Поярок. Интересно, что среди участников премьеры — пять учеников Владимира Ванеева, солиста театра, возглавляющего кафедру вокала Санкт-Петербургской консерватории: тот же Александр Трофимов, Светлана Карпова (Отрок), Мирослав Молчанов и Глеб Перязев (Татарские богатыри), Ирина Ванеева (Алконост).

И, конечно, связующим, цементирующим всю эту огромную оперу, длящуюся четыре с половиной часа, но пролетевшую на одном дыхании, был оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.


#спектакли #Мариинский театр #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7338) от 19.01.2023 под заголовком «Возвращение старых знакомых».


Комментарии