Лионский зал открылся после реставрации в Екатерининском дворце

В Екатерининском дворце Царского Села открыли после реставрации Лионский зал. 74 года спустя после войны, во время которой он превратился в руину, опаленную пожаром.

Лионский зал открылся после реставрации в Екатерининском дворце | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

1,4 тонны афганского лазурита, 320 метров французского шелка «Золотой бутон», несколько лет кропотливой работы мастеров... По словам директора ГМЗ «Царское Село» Ольги Таратыновой, это один из самых красивых залов парадной анфилады дворца, он вполне может соперничать с Янтарной комнатой.

Зал похож на шкатулку, выстланную шелком и полную самоцветов.

Создал этот интерьер в XVIII веке по заказу Екатерины Второй ее любимый архитектор Чарльз Камерон. Шотландец по происхождению, выросший в Лондоне, учившийся в Италии, он был страстным поклонником классической древности и Ренессанса, а барокко критиковал, считая, что этот стиль «низвел архитектуру до состояния путаницы и испорченности». Утонченный стилист, Камерон словно создавал романтические, поэтические воспоминания о древних эпохах, выраженные в архитектуре.

Но воссоздавать интерьер решено было не «по Камерону», а по «Монигетти». Ипполит Монигетти обновил Лионский зал в начале 1860-х годов - его нужно было приспособить для гостиной императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго.

Поначалу шелковые обои были малинового цвета - как в Малиновом кабинете императрицы в Зимнем дворце. Но в 1866 году появился французский шелк «Золотой бутон», который эффектно сочетался с декором из лазурита. Именно в таком виде интерьер Лионского зала в 1878 году изобразил Луиджи Премацци. Его акварель стала важным иконографическим свидетельством для воссоздания интерьера сегодня. От времен Камерона же почти не осталось свидетельств.

Когда заходишь в зал, дух захватывает от красоты. Но эта красота полна и философского смысла. Перед нами словно модель течения времени, постоянной смены дня и ночи. Золотистый шелк, кажется, соткан из солнечных лучей. Он воплощает сияние погожего дня. Лазуритовый декор с золочеными деталями - ночное небо, полное звезд.

Те, кто видел Лионский зал всего лишь год назад, помнят, что воссозданная к тому времени лазуритовая отделка сочеталась со стенами, выкрашенными в желтоватый цвет. Восстановить шелковую обивку удалось благодаря меценатам.

«Блестит, как золото, и струится, как вода», - говорили о шелке в Древнем Китае, которому долго принадлежала монополия на его производство. Появление шелка - чудо, цепь метаморфоз. Нить получается из кокона тутового шелкопряда - ночной бабочки. В шелке есть какая-то мистическая жизнь. Он словно сохраняет неустанный, кропотливый труд шелковичных червей, но обладает при этом и эфемерной красотой бабочек.

Во Франции шелка начали ткать лишь в начале XIV века. Но быстро преуспели. И на рубеже XVII - XVIII веков в стране уже было много шелковых и гобеленовых мануфактур, находившихся под покровительством короля.

320 метров шелка для Лионского зала соткали во Франции на фабрике «Прелль», преемнице ткацкой мануфактуры «Ламии Жиро», мастера которой и выполнили в 1860-х заказ императорского двора России. В музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка). Это неудивительно. Но музейщики были поражены, когда оказалось, что в архивах лионской фабрики до сих пор хранятся книги заказов XIX века. И даже образцы шелка.

По словам Гийома Верзье, директора фабрики, который приехал на открытие Лионского зала и увлеченно фотографировал церемонию открытия, образцы шелка хранились бережно, их прятали от света, чтобы ткань не выцвела. Сохранился у них и образец нитей. Меня поразили слова месье Верзье о том, что его семья владеет фабрикой уже 150 лет. Вот где настоящая стабильность-то.

Лазуритовое убранство воссоздавала Царскосельская янтарная мастерская (на ее счету - возрождение Янтарной комнаты в Екатерининском дворце, Агатовых комнат в павильоне «Холодные бани» и дворцовой церкви Воскресения Христова).

Директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов рассказал журналистам, что лазурит привезли из Афганистана. У нас есть месторождения этого камня в Забайкалье, но в них преобладает более светлый, в голубизну, оттенок. А требовался темно-синий.

Лазурит содержит белые вкрапления и золотистые включения слюды и колчедана. Поэтому мастера вручную, в течение нескольких месяцев, нарезали куски камня на кусочки, а затем из самых чистых, темно-синих, создали своеобразную мозаику. Причем так, чтобы не было видно швов.

На презентации Лионского зала присутствовал резчик по камню Александр Харламов. Он демонстрировал технику резьбы, попутно рассказывая о лазурите и его свойствах. По его словам, в лазурите заключен космос.

Сейчас на полу лежит ничем не примечательный бордовый ковер.

По словам Ольги Таратыновой, музей намерен вернуть в зал драгоценный паркет. Когда-то он был создан по рисункам Камерона из ценных пород дерева - амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового дерева. Мы сейчас и названий-то таких уже не помним. А также украшен перламутром - на это ушло пятьсот австралийских раковин. В годы войны паркет был демонтирован фашистами и вывезен в Германию. Но после войны он был обнаружен в Берлине и в 1947-м вернулся в Царское Село.

Есть только одна проблема: как сохранить паркет, учитывая, что в Лионский зал наверняка будет паломничество туристов? Возможно, пускать посетителей по сеансам небольшими группами? Или оставить открытым только фрагмент, а все остальную площадь все же закрыть ковром?

Читайте также о том, что 45 тысяч цветов украсили парки Царского Села.

#Екатерининский дворец #Царское село #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Лазуритовая шкатулка».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...