Работа над ошибками. Уникальные деревянные храмы Подпорожского района ждут очередной реставрации

Уникальную деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека Подпорожского района ждет очередная реставрация. Работы продлятся не менее двух лет. Ранее этот объект деревянного зодчества второй половины XVII века уже реставрировали, но, к сожалению, неудачно.

Работа над ошибками. Уникальные деревянные храмы Подпорожского района ждут очередной реставрации  | Церковь Святого великомученика Дмитрия Солунского вновь нуждается в помощи реставраторов/ФОТО автора

Церковь Святого великомученика Дмитрия Солунского вновь нуждается в помощи реставраторов/ФОТО автора

Сейчас в Гимреку завозят материалы. Специалистам предстоит перебрать и укрепить сруб, заменить находящиеся в неудовлетворительном состоянии венцы. Также в ходе реставрации будет поправлено лемеховое покрытие на главках, отреставрированы наружные участки стен и главки крестов, восстановлен исторический облик интерьеров храма. Колокольню тоже переберут и восстановят, а вокруг погоста возведут ограждение.

Утвержденный проект реставрации разрабатывался в течение нескольких лет. Дважды в Гимреку приезжали специалисты научно-методического совета Министерства культуры РФ. За это время даже успели появиться некоторые полезные для дела новые технологии. Например, образец объекта создавали на основе так называемого цифрового двойника.

Стоит напомнить, что Рождественская церковь и колокольня в Гимреке реставрировались несколько раз, в том числе в 1970 – 1980-е годы, когда восстановление проводилось методом полной переборки. К сожалению, в ходе этих работ были допущены конструктивные ошибки, из‑за которых пришлось заняться реставрацией этого уникального памятника и в XXI веке. Однако в 2020 году работы были остановлены — потребовалось перепроектирование. Когда бригада рабочих при возведении строительных лесов вскрыла ряд мест, на которые проектировщики во время обследования почему‑то не обратили внимания, стало понятно, что состояние храма хуже, чем было зафиксировано в контракте. Продолжение работ могло нанести ущерб памятнику, да и работники могли пострадать. Был организован экспертный совет, на котором принято принципиальное решение приостановить их и разработать новый проект реставрации, предусматривающий разборку сруба.

Внятного ответа на вопрос, почему же был принят проект, не соответствующий фактическому состоянию объекта культурного наследия, тогда так и не прозвучало. Да и тот факт, что в наш век технологий качество реставрационных работ на памятниках деревянного зодчества, к сожалению, снижается, тоже не удивляет. А как может быть иначе, если на подобных уникальных объектах зачастую работают бригады, специализирующиеся на современных постройках? Именно они выигрывают в конкурсах на госконтракты, главным критерием в которых является цена. О таких «мелочах», как, например, естественная вентиляция, способствующая быстрому просыханию деревянного здания в северном климате, победители тендеров думают далеко не всегда. Вот и «плачут» годами стены обновленных архитектурных жемчужин, неминуемо от этого разрушаясь…

Сама церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к типу шатровых, характерных для архитектуры Прионежья, и является ярким образцом храмовой архитектуры вепсов. К слову, в переводе с вепсского «Гимрека» означает «родная река», от слова «хийм» — «родня».

Во время Великой Отечественной войны поселок оказался на территории, оккупированной финскими войсками. Тогда в церкви проводились богослужения, действовала школа с преподаванием на финском языке. Молодой финский солдат Ларс Петтерссон вместе со своим другом, художником и скульптором Ойва Хелениусом добились от армейского командования разрешения зафиксировать все памятники архитектуры в зоне военных действий, чтобы принять меры к их сохранению. Им удалось обмерить и сфотографировать 242 церкви и часовни. Благодаря этой работе известен облик многих ныне утраченных памятников архитектуры. Две акварели Ойва Хелениуса запечатлели церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Гимреке. При эвакуации финны увезли из храма крест, царские врата и несколько икон, которые теперь находятся в музее в Финляндии. А в октябре 1945‑го церковь была официально закрыта. В начале 50‑х годов прошлого века она еще частично сохраняла свое внутреннее убранство. Постепенно наиболее ценные иконы были вывезены несколькими экспедициями Эрмитажа и Русского музея и сохранились в музейных коллекциях.

Стоит добавить, что в пяти километрах от Гимреки, в деревне Щелейки, есть еще один деревянный храм XVIII века, которому тоже не везет с реставраторами. Речь о пятиглавой церкви Святого великомученика Дмитрия Солунского. Она имеет немного нестандартную архитектуру: соединена с шатровой колокольней в единый комплекс крытым мостиком-переходом. Во время недавних реставрационных работ, растянувшихся на пять лет, в здании заменили полы и перекрытия, полностью восстановили купола. Но, к сожалению, сегодня в храме вновь течет кровля. Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области об этой проб­леме знает и ищет источники финансирования для ее устранения.

Щелейки2.jpg
ФОТО автора


КСТАТИ 

На территории самого удаленного от Петербурга Подпорожского района Ленинградской области насчитывается 126 объектов историко-культурного наследия, из которых более 60 относятся к деревянному зодчеству. Эти деревянные церкви, часовни и избы Русского Севера не имеют аналогов в мире. Ведь если каменные храмы в большинстве своем строились по типовым проектам, то каждый образец деревянного храмового зодчества индивидуален.


#деревянное зодчество #подпорожский район #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (7634) от 01.04.2024 под заголовком «Чтобы храмы не «плакали»».


Комментарии