Культурное пространство «Стружка» рассказывает о народных художественных промыслах Приневского края

«Практик интеграции смыслов, автор сказов, обладатель терапевтического голоса, блогер музейных заметок эстетического воздействия, наставник, терапевт от природы» — так представляет себя в соцсетях Елена Володина — основательница необычного музейного пространства «Стружка» в поселке Пелла.

Культурное пространство «Стружка» рассказывает о народных художественных промыслах Приневского края | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«Точка, где мы находимся, обладает особой энергетической силой, — говорит Елена Олеговна.

Культурное пространство, которое называется «Стружка», рассказывает о народных художественных промыслах Приневского края. Почему «Стружка»? В здешнем краю издавна существовали промыслы, так или иначе связанные с деревом.

Музей действует при творческой мастерской. Здесь проводят не только экскурсии, но и мастер-классы. Предметы быта и ремесла, игрушки, авторские и народные куклы словно «говорящие» экспонаты напоминают о ценностях семьи, рода, о важности сохранения и передачи семейной памяти и традиций.

Люди узнают о музее из социальных сетей, по «сарафанному радио». Спрос на мастер-классы большой, сидеть без дела не приходится.

«Стружка» — дело семейное: кроме Елены Володиной в музейном проекте активно участвует ее дочь.

«Начинала мама, я подхватила, — поясняет Татьяна Володина. — Я маркетолог по образованию, и это очень помогает в общем деле. Когда мы стали создавать наше пространство, то договорились: музейной педагогикой, исследованиями будет заниматься мама, а я буду развивать наш бренд «В традициях Приневья».

Так появилась кукла «Тюка» — собирательный образ, основанный на местных традициях. Вдоль Ивановских порогов когда‑то проходила бечевая дорога, на которой день и ночь трудились бурлаки. Они перетаскивали не только корабли и баржи, но и сам товар, упакованный в мешки и тюки, — отсюда и название куклы.

«Наша кукла сделана из серой холщовой мешковины, ее туловище напоминает набитый чем‑то тюк. Темно-синий цвет ее одежды — наш фирменный «корпоративный» цвет, — объясняет Татьяна. — Кроме того, мы возродили старинную шлиссельбургскую вышивку. У всех на слуху павловопосадские платки, оренбургские, а ведь были еще и шлиссельбургские. Чтобы узнать про них, пришлось заниматься серьезными историческими поисками».

Родились эти платки на текстильной фабрике, основанной в Шлиссельбурге двумя иностранцами — Христианом Лиманом и Иоганном Сирициусом. В далеком 1763 году им в наследственное владение по личному указу Екатерины II для строительства фабрики был отдан Екатерининский остров со всеми строениями. От казны фабриканты получили ссуду 30 тысяч рублей и два десятка казенных крестьян. Здание сохранилось и сегодня принадлежит местному судостроительному заводу.

«На этой фабрике действовала первая в России рисовальная школа по ткани. Ее выпускники разъезжались по всей стране, распространяя уникальные технологии, — рассказывает Елена Володина. — Сегодня подлинные платки можно увидеть в Музее истории города Шлиссельбурга. По их мотивам мы создаем реплики».

А еще в музее придумали и запатентовали игру «Приневские бирюли». Это местный вариант известной старинной забавы, только на речную тематику. Главный персонаж — капитан Ант, который путешествует на своем корабле. В наборе — 32 фигурки-бирюли (от старинного слова «бирать», то есть брать), включая фигурку самого капитана.

Недалеко от музея есть лес, в котором находится природный экспонат — «родовые» камни. Несколько десятков валунов, принесенных когда‑то ледником, хаотично разбросаны по лесу. Для одних это просто огромные камни, для других — место силы.

«Наше культурное пространство и все, что мы делаем, — для тех, кто понимает глубинные смыслы, — поясняет хозяйка музея. — Мы называем себя практиками интеграции смыслов. Каждый человек находит здесь что‑то свое. После посещения наших экскурсий и занятий многие признаются: «Не понимаю, что со мной происходит, никогда такого не ощущал…». Это не просто так. Ведь музей — это универсальная система хранения внутренней памяти, которая помогает каждому открыть свой собственный «музей в себе».


#Пелла #энергетика #душа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7523) от 16.10.2023 под заголовком «В Пелле и душа поет».


Комментарии