Когда корова летает

В Музее искусства Петербурга XX - ХХI веков открылась выставка живописи Виталия Тюленева «Во сне и наяву». Она посвящена 80-летию художника, правдоискателя и мифотворца, как точно определил его суть один из биографов.

Когда корова летает | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Предыдущая большая персоналия Тюленева состоялась в ЦВЗ «Манеж» почти 10 лет назад, в мае 2008 года. Нынешняя, камерная, создана МИСП, чтобы напомнить о яркой фигуре ленинградского-петербургского искусства второй половины прошлого века. Список предоставивших свои произведения - МИСП, Музей политической истории России, семья художника, частные коллекционеры Петербурга - говорит о разнообразии творчества Тюленева.

Как заметил на вернисаже коллекционер Николай Кононихин, Тюленев, как мало кто из современников, отразил противоречивое время, в котором ему довелось жить.

Он был шестидесятником, то есть порождением хрущевской оттепели, и не принял горбачевскую перестройку. Учился в Академии художеств у Евсея Моисеенко и Владимира Орешникова и почитал Марка Шагала. В начале 1970-х был изгнан из преподавателей академии за формализм, стал одним из создателей «Группы одиннадцати», объединившей лучших представителей левого ЛОСХа, а через несколько лет вступил в КПСС по убеждению, а не ради наград и званий. Стопроцентный горожанин Тюленев был альпинистом и байдарочником, ходил в одиночные многодневные походы по тайге, а в 1990-е годы построил на своем дачном участке на Карельском перешейке небольшой храм, который расписал неканонично, изобразив православных святых, русских поэтов и родные пейзажи.

Романтический Тюленев представлен картиной 1981 года «В столице полночь» - в палатке на фоне всадников и гор отдыхает путешественник. Он повесил на крючок бинокль и фотоаппарат и включил коротковолновый радиоприемник. Шагаловскими стали картины «Белая ночь» с летающей коровой и «Карелия» с летающими синими рыбами.

Большинство остальных картин созданы в 1990-е годы и отражают отношение художника к постсоветской действительности. «Гласность» показывает, что корове позволено мычать, воронам каркать, петуху кукарекать... «Ленин в Горках» изображает сцену явления Христа сидящему в кресле-каталке вождю мирового пролетариата. «Ласковый вечер» - повешенного, «Автопортрет со свечой» - человека, который целится в зрителя из пистолета...

В центр выставки помещены две картины. «Банный день» - портрет огромного мужика, держащего пивную кружку в одной руке и моющуюся подругу - в другой. Чем не портрет нашего не омраченного интеллектом современника? «Светлой памяти кобылы Римки» возвращает художника к воспоминаниям юности: «»На Камчатке два сезона работал в экспедиции конюхом. Водил караван из 5 лошадей. Каждая из них - свой характер: гордые, трусливые, шкодливые, глупые, бесшабашные - как люди, пожалуй, лучше. Любимая кобыла Римка. Гнедая, с умными глазами, длинными ресницами. Никогда не может идти второй, только ведущая. Я на ней лежу, сплю, никаких забот. Все делает сама, знает, куда идти, как найти тропу, где и как перейти реку. Чудо, а не лошадь. В очередной раз спрашиваю: где Римка? Пошла на мясо».

#Виталий Тюленев #выставка «Во сне и наяву» #80-летие

Комментарии