Народный Орфей. Исполняется 80 лет со дня рождения Муслима Магомаева
Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Муслима Магомаева — певца, которого часто называют Орфеем советской эстрады. Его глубокий, бархатный, магический баритон завораживал публику, как пение сирен — Одиссея.
Фото Геннадия ПРОХОРОВА/ТАСС
Муслим Магомаев родился в Баку в артистической семье в августе 1942 года. Отец его, театральный художник, был на фронте и сына так и не увидел — погиб в апреле 1945‑го, за две недели до окончания войны, неподалеку от Берлина, пытаясь спасти раненого товарища. Ему было всего 28 лет.
Позднее Магомаев узнал, что похоронен отец в братской могиле в Польше. Увез оттуда горсть земли.
Красавица мать была драматической актрисой. Дед — Абдул Муслим Магомаев — композитором и дирижером. В память о деде мальчика отдали в школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Ребенок хотел стать именно певцом, часами слушая пластинки звезд итальянской оперы.
Молодость Магомаева пришлась на время «оттепели», когда «железный занавес» раздвинулся. Муслим был еще студентом Бакинской консерватории, когда к нему пришло мировое признание — после блестящего выступления в Хельсинки на Всемирном фестивале молодежи и студентов. Год спустя проснулся знаменитым после концерта в Кремлевском дворце съездов на декаде азербайджанской культуры. Ему аплодировал сам Иван Козловский.
«Тогда я пел арию Фигаро и «Бухенвальдский набат». Я с детства мечтал стать знаменитым певцом — это было такое детское тщеславие. Так вот, на следующий день меня уже узнавали, оборачивались на улицах, просили автограф. Но славу завоевать не так сложно, как ее удержать», — писал он позднее в мемуарах «Любовь моя — мелодия».
У него получилось. Песни его до сих пор на слуху, хотя мода в музыке менялась десятки раз. У Магомаева был оперный голос, он мог бы петь в Большом театре, куда его приглашали, но выбрал другой путь. Отчасти потому, что хотел быть свободным в творчестве, а в условиях репертуарного театра это вряд ли возможно.
«Эстрада не случайность в моем творчестве. С нее я, собственно, начинал петь 15‑летним мальчиком. Мне вообще кажется неправильным мнение тех, кто считает эстраду недостойным жанром искусства для серьезного музыканта. Я с огромным удовольствием исполняю красивые песни и очень их люблю. Могут же «большие композиторы» писать легкие песенки, почему же оперный певец не может их исполнять?» — говорил певец.
Большой концерт, посвященный 80‑летию со дня рождения легенды советской эстрады, пройдет в Москве 29 октября. В этот вечер выступят российские звезды эстрады и оперы, они исполнят песни из его репертуара.
В московском Crocus City Hall, в фойе второго этажа, открыт музей памяти Муслима Магомаева. Там хранятся, например, концертные костюмы певца. Зрители помнят, каким элегантным он всегда был на сцене: великолепно сшитые пиджаки, «бабочка», а то и смокинг или фрак. Ожидая выхода к публике, певец не позволял себе даже присесть — на костюме не должно было быть ни единой складочки. Был он темпераментным, пластичным, но держался строго. Да и мог ли кто тогда позволить себе на сцене двигаться и танцевать свободно, участвуя в правительственных концертах? Но публика помнит его отточенные жесты, «поющие» руки. «У него был замечательно красивый жест, — вспоминала Майя Плисецкая. — Длинные и красивые руки… Он не просто пел — он артистически это исполнял».
Магомаев рано ушел со сцены, в 62 года. Почувствовал, что голос уже не звучит с прежней силой и магией, ушел с достоинством, тихо, без прощальных концертов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (7234) от 17.08.2022 под заголовком «Народный Орфей Советского Союза».
Комментарии