Классик музыки. Исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Слонимского

Классику музыки ХХ и XXI веков Сергею Слонимскому 12 августа исполнилось бы 90 лет. Фонд Сергея Слонимского вынашивает замыслы отметить эту дату серией концертов, но в силу проблем с финансированием пока не готов поделиться планами.

Классик музыки. Исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Слонимского | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Ну, что еще смешного?» — спрашивал он автора этих строк всякий раз при встрече, интонируя это соответствующим образом. Как не хватает его иронии, сарказма и рентгеновских лучей его музыки сегодня, как помогли бы встречи с ним и разговоры о жизни — разговоры, которые всегда давали понять, что выход из самых сложных ситуаций всегда есть, стоит только очень захотеть.

В самом Сергее Михайловиче сочетались фирменная ленинградская скромность, с одной стороны, и желание все же быть замеченным и услышанным — с другой. Он всегда был несказанно счастлив, когда его музыка звучала в каком угодно формате, будь то камерный концерт или программа в Большом зале Филармонии. Его глаза сияли детской радостью после каждого концерта, ему, как, впрочем, любому композитору, было важно, чтобы его музыкальные мысли находили адресата. Как любому полноценному зодиакальному Льву, ему хотелось знать мнение окружающих, за которое он всегда был безмерно благодарен, будь это пара слов или развернутая статья. В последние годы композитору этого внимания не хватало, а обивать пороги и просить исполнения своих произведений он не любил — львиная гордость не позволяла.

Мы, конечно, не наслушались Слонимского — это главное, что нужно сказать в день памяти композитора. До сих пор не идет ни в одном театре России ни его «Виринея» — опера в традициях большого стиля из жизни русской деревни, ни изысканная опера-баллада «Мария Стюарт», ни вечно злободневный «Гамлет». В разовых акциях повезло его «Антигоне» в 2008 году в Капелле, где титульную партию исполнила Олеся Петрова, и «Королю Лиру», увидевшему свет в 2016‑м в исполнении студентов петербургской Консерватории. Как невероятно был рад услышанному автор, готовый расцеловать студенток, певших партии дочерей Лира.

В Большой зал Филармонии музыка Слонимского не попадала по тем же причинам, что и, скажем, музыка Альфреда Шнитке или Эдисона Денисова: они шли вразрез со стратегией руководства давать больше классики, хорошо проверенной временем. Музыка Слонимского требовала своих музыкантов, способных разобрать в его нотах не только то, что на поверхности. В последние годы жизни композитора одним из тонких интерпретаторов камерной музыки стал пианист и композитор Иван Александров, ученик Слонимского, нашедший к ней свой исполнительский ключ. Вокальная музыка больше всего связана в памяти с меццо-сопрано Олесей Петровой, которой он посвятил несколько романсов. Нерв оперного письма композитора сумел уловить маэстро Владимир Юровский, представивший в 2012 году к 80‑летию Слонимского оперу «Мастер и Маргарита» в Михайловском театре. Код к симфонической музыке нежданно-негаданно удалось обнаружить маэстро Александру Сладковскому с его ГАСО Республики Татарстан. Что, впрочем, неудивительно: Александр Витальевич — выпускник петербургской Консерватории, знающий ее традиции, секреты, интриги, внутри которых до последних лет вращался Сергей Михайлович.

Нет сомнений, что богатое и чрезвычайно разнообразное наследие композитора нуждается сегодня в Фестивале музыки Слонимского, программу и концепцию которого в состоянии организовать кто‑нибудь из его многочисленных учеников-композиторов.


#музыка #концерты #память #композитор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7231) от 12.08.2022 под заголовком «Ждем фестиваль Слонимского».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?