Учитель с Улицы грез
Одному из лидеров российского джаза, основателю и бессменному руководителю оркестра «Саксофоны Санкт-Петербурга» Геннадию Гольштейну исполнилось 80 лет.

Иллюстрация Andrey-Burmakin/shutterstock.com
На свой юбилей он, кажется, вообще из города уехал. Наверное, хотел таким образом избежать праздничных концертов и торжественных слов. Почести - бальзам для тщеславия, а у него от звездной болезни прививка талантом и трудолюбием. Он и без этого знает, что обречен на счастье, так и назвал альбом 2000 года - «Обреченные на счастье».
Концерт «Улица грез» в Филармонии джазовой музыки был посвящен юбилею маэстро, но прошел без всякого официоза. Просто в очередной раз лучшие джазмены Петербурга собрались на одной сцене, чтобы сыграть свои любимые композиции золотой эпохи джаза, которая теперь видится нам как вспышка света между двумя мировыми войнами.
Геннадий Гольштейн в российском джазе как блудный сын. Все, что теперь имеет: оркестр, мировую известность, место под солнцем народной любви - награда за то, что вернулся из той самой «Долины блаженных», куда привела его средневековая музыка. Ансамбль старинной музыки Pro Anima под его руководством в свое время имел большую известность. Там, под сенью славной старины и в лучах музыки Баха, было тепло и спокойно, и надо было иметь мужество, чтобы вернуться на извилистый путь современной культуры. Тем более что, до того как с него сойти, он сам протоптал дорожку по целине советского джаза. Усталости не было, просто человек увидел свет прошлого, без которого не смог бы так ясно рассмотреть настоящее.
Гольштейн рассказывал: «Бог так располагает события в жизни человека, что человек идет через области культуры и меняется, понимая, что все, что было раньше, необходимо. И все Средневековье, которое мне открылось и которого я не знал, баховский период... Я считаю, было величайшим благом, что я остановился и занялся этой областью музыкальной и духовной жизни».
И он осветил этим светом петербургский джаз: в 1998 году основал оркестр «Саксофоны Санкт-Петербурга», который играет ретрохиты, мелодии прошлого и музыку самого Гольштейна. В ансамбле Pro Anima был камерный хор, и Геннадий Гольштейн много изучал хоровые партитуры. И вот собрал в оркестре 25 саксофонистов, в какой-то момент подумал: почему бы не устроить инструментальный хор из саксофонов, присоединив ритм-секцию.
Композитор Гольштейн очень талантливый и столь же ироничный. Он к ритмам джаза приспособил русскую народную музыку, ведь и джаз отчасти музыка народная, то есть свободная. Его композиции критики отнесли к направлению «фри джаз» - модный термин в переводе значит «свободный джаз».
«Написать хорошую мелодию - это самое трудное для музыканта, божественная инспирация. И если нет любви, ничего не получится. Никакие инвестиции не помогут», - уверен Геннадий Гольштейн.
Перечислять его многочисленных учеников я не буду. В тот вечер они собрались в зале и играли с ним на сцене. Есть среди них публичные личности, музыканты легендарных рок-групп и звезды шоу-бизнеса. От того света, который двадцать лет назад вернул петербургскому джазу Геннадий Гольштейн, зажглось много огоньков. Пусть не все стали звездами, но все излучают тепло. Также, наверное, обречены на счастье.
Материалы рубрики
В Петербурге стартовал конкурс-фестиваль «Джаз — детям»
В Петербурге проходит фестиваль джазовой культуры
Филармонии джазовой музыки исполнилось 34 года
В Петербурге прошел форум-фест Jazz Across Border
Проект «Сказки Чижика» дарит детям незабываемые представления
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии