«Кинотавр» на петербургской волне

В Сочи прошла церемония закрытия 29-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр». Смотр стартовал и завершился на «петербургских» нотах.

«Кинотавр» на петербургской волне |

Фильмом открытия стало «Лето» Кирилла Серебренникова - история любви из жизни ленинградского рока начала 1980-х, и здесь настоящее открытие - серьезный и тонкий артист Рома Зверь в роли Майка Науменко, который оказался главным героем этого фильма, отодвинув в тень Виктора Цоя. Это объяснимо не только вдруг открывшимися (вернее, открытыми режиссером) драматическими способностями Ромы Зверя, но и тем, что в основу сценария легли воспоминания Натальи Науменко, вдовы Майка.

Столпы ленинградского рока не дождались от ростовчанина Серебренникова, формально к их истории никак не причастного, хроникальной летописи, получив вместо нее вольную лирику, чем были раздосадованы. Но это всего лишь их неоправданные ожидания, и они, на мой взгляд, никак не могут быть поставлены в упрек нежному, страстному и свободному фильму. Свободному в том числе и в выборе художественных средств: в черно-белое изображение порой врывается цвет, в кадре вовсю «хулиганит» графика, а массовка и эпизодники в самых бытовых с виду сценах срываются на яростное сольное и хоровое пение.

Спустя девять дней одного лета «Кинотавр»-2018 завершился показом документального фильма Веры Кричевской «Дело Собчака», и этот фильм тоже оказался лирическим высказыванием - дочки первого петербургского мэра Ксении Собчак, выступившей автором сценария и интервьюером.

Между двумя этими фильмами расположилась конкурсная программа. С этого года она опять стала трехчастной: «Кинотавр» вернул себе отдельный дебютный конкурс, некогда упраздненный, и вынужденно стал длиннее на один день. Это решение было продиктовано лавиной дебютов самого разнообразного происхождения (сделанных как на известных индустриальных студиях, так и «на коленке»), и не считаться с очевидной тенденцией и с таким количеством авторов, врывающихся в наше кино, «Кинотавр» посчитал себя не вправе. Если сложить все фильмы, показанные на трех двухчасовых сеансах в конкурсе короткого метра (их преимущественно тоже делали начинающие режиссеры, хотя не только), с полнометражными дебютами, то не останется сомнения в том, что поколение совсем молодых теперь задает на «Кинотавре» тон. И что сочинский фестивальный девиз «Настоящее российского кино», вероятно, нуждается в уточнении: очевидно, что главной заботой «Кинотавра» является не настоящее нашего кино, а его будущее.

Многим авторам короткометражек так не терпится поскорее добраться до полного метра, что в десяти - пятнадцати минутах им тесно - подавай почти полчаса, и одного главного события мало: хочется затолкать в сюжет десяток, повязать между собой несколько сюжетных линий и сделать в результате полный метр в масштабе один к четырем. Это является в большинстве случаев ошибочной стратегией и приводит к повествовательной суете. Однако лучшие фильмы - такие как победивший в конкурсе парадоксальный «Календарь» Игоря Поплаухина (спродюсированный Константином Шавловским, до недавнего времени трудившимся в петербургском журнале «Сеанс») или блистательно смешной анекдот Алексея Харитонова «Взятка» - этих недостатков лишены и заслуженно оказались в центре внимания. А пресса фестиваля остановила свой выбор на «черной» шутке «Прощай, любимый!» (режиссеры: Александр Цыпкин, Павел Капинос и Ксения Раппопорт, исполнившая также главную женскую роль).

После показа в конкурсе дебютов драмы «Кислота», первой режиссерской работы актера Александра Горчилина, стало очевидно, что именно у этого фильма главные шансы на победу. Это замечательно тонкий, «обнаженный» рассказ о своих ровесниках и их конфликтах с миром, старшими, друг с другом, и досадно, что регламент дебютного конкурса предполагает награду только в одной номинации - «за лучший фильм». Потому что актерские работы Филиппа Авдеева, Александра Кузнецова и Александры Ребенок заслуживают того, чтобы быть отмеченными. Единственное, что смогло жюри во главе с критиком Андреем Плаховым в вопросе «расширения» своих наградных возможностей, - это поделить главную награду между «Кислотой» и «Глубокими реками» Владимира Битокова - очень уверенно сделанной картиной производства студии Александра Сокурова. Хотя драматургического «мяса» в ней, как мне кажется, не хватает, а надежд на самоигральность мужественной кабардинской фактуры возлагается автором чуть больше, чем следовало бы.

В связи с основным конкурсом почти сразу было ясно, что сражение за победу развернется под самый финал и этот бой будет женским: между Авдотьей Смирновой («История одного назначения») и Натальей Мещаниновой («Сердце мира»). Один из продюсеров «Истории» - Анатолий Чубайс, «Сердце» произвела кинокомпания Сергея Сельянова, так что и в этой коллизии питерский след вполне отчетлив.

Фильмы эти разные практически во всем. Первый основан на реальном событии из жизни Льва Толстого, в то время уже известного писателя, но Толстой здесь, как Цой в «Лете», отодвинут в тень. Хоть он и выступает защитником на военном суде, пытаясь спасти некоего полкового писаря, доведенного до ручки и ударившего офицера, от смертной казни. Главным героем является не благородный граф и не бедолага-писарь, а молодой поручик Григорий Колокольцев, втянувший Толстого в эту историю. А главный сюжет - произошедшая с юным либералом метаморфоза, его неспособность противостоять воле генерала-отца, тупой суровости закона, по которому писарь подлежит расстрелу, и личным надеждам на яркую офицерскую будущность и продвижение по службе.

«Сердце мира», не имея документальной подосновы, при этом документальна по своей художественной природе и способу актерского существования. Если фильм Смирновой - это очевидный манифест, громкий голос во имя милосердия, то драма Мещаниновой об одиночестве молодого ветеринара, которому не к кому в этой жизни прислониться, рассказана несравнимо тише. Но авторская боль за человека, ищущего понимания у животных, не находя его у людей, - сильная и настоящая. Поэтому решение большого жюри под председательством режиссера Алексея Попогребского, сделавшего выбор в пользу «Сердца», едва ли может быть признано спорным.

Материал был опубликован в газете под № 105 (6214) от 15.06.2018 под заголовком «Эхо «Кинотавра».

#кинофестиваль #фильм

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.