Кино – дело тонкое. Фильму «Белое солнце пустыни» 50 лет

Полвека назад советские зрители увидели на экранах кинотеатров фильм режиссера Владимира Мотыля. С тех пор прошли десятилетия, а приключения красноармейца Сухова по-прежнему остаются в числе любимых лент нашей публики.

Кино – дело тонкое. Фильму «Белое солнце пустыни» 50 лет | Фото: кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

Стоит вспомнить добрым словом эксперимент середины 1960-х годов, когда на киностудии «Мосфильм» было создано Экспериментальное творческое объединение (ЭТО) под руководством классика советского кино Григория Чухрая. Оно просуществовало всего несколько лет, в течение которых внутри этой структуры рождались смелые замыслы о съемках картин, не вписывающихся в генеральную тематическую и жанровую линию важнейшего из искусств.

«Белое солнце пустыни» оказался последним детищем ЭТО, вышедшим в прокат. Хотя тематически все было выдержано в соответствии с канонами историко-революционного фильма. Недаром один из первоначальных вариантов сценария Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова назывался куда как внятно – «Басмачи». Только во время съемок в нем появились письма товарища Сухова любезной Екатерине Матвеевне, текст которых сочинил мало известный тогда режиссер Марк Захаров. А сама история развернулась из жанра лихого боевика в сторону сказочной истории о том, что и один в поле (точнее, в пустыне) воин.

Случайности сопровождали весь ход съемок. И то, что они начались под Ленинградом (сцены снов Сухова), и то, что к «Мосфильму» присоединился наш «Ленфильм» (например, оператор Эдуард Розовский), и то, что натурные съемки происходили на обоих берегах Каспийского моря. Особый интерес вызывает список режиссеров-«отказников», у которых был шанс получить в свои руки столь перспективный материал. В этом перечне – известные фамилии: от Кончаловского до Тарковского. Как бы то ни было, судьба выбрала Владимира Мотыля. Здоровый дух авантюризма и уверенности в собственных силах определил удивительное смешение высокого и смешного, в котором к публике пробивались мысли и чувства благородные, искренние и патриотичные.

Уже после того, как «Белое солнце пустыни» вышло в прокат и собрало в кинозалах свои миллионы зрителей, а по радио зазвучала песня Верещагина, критики придумали термин, как бы извиняющий столь оригинальный стиль и жанр ленты Мотыля, – «истерн». Именно переклички с темами американских вестернов и сыграли положительную роль в судьбе картины. Легенда гласит, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в минуты досуга у себя на даче посмотрел новый фильм и пришел в восторг от того, что он напомнил ему его любимый жанр похождений крутых американских парней. Только в «Белом солнце пустыни» приключения выпали на долю уставшего от войны солдата Сухова, которого сыграл Анатолий Кузнецов. Спокойный и уверенный в себе, не былинный богатырь, а человек, знающий свое воинское дело и мудро понимающий обстановку, ибо «Восток – дело тонкое».

Рядом с ним оказались и Саид (Спартак Мишулин), и Петруха (Николай Годовиков), и, конечно, девять барышень из гарема Абдуллы (Кахи Кавсадзе). Фольклорные корни того, что происходит со всеми этими персонажами, вряд ли ощущались бы в картине так явно, если бы не было в ней мощной фигуры таможенника Верещагина, сыгранного Павлом Луспекаевым (артист снимался с жестокой болезнью). Именно его фраза стала одной из главных цитат нашего времени: «Я мзды не беру. Мне за державу обидно». Именно портрет артиста в этой роли и с этими словами украшает нынче кафедру телерадиожурналистики СПбГУ, напоминая о том, как непросто быть честным и порядочным человеком, помогая и поддерживая того, кто в этом остро нуждается.

Слава фильма стала всенародной. Знаки любви и восхищения мы обнаруживаем на всем протяжении прошедшего полувека – от памятников Верещагину до традиции просмотра фильма нашими космонавтами перед очередным стар том. Присужденная в лихие 90-е Государственная премия России лишь зафиксировала официально эту любовь, которая прорывается всякий раз, когда «Белое солнце пустыни» показывают по телевизору. А ты вновь усаживаешься перед экраном, ожидая исход битвы Сухова и его друзей с бандой Абдуллы, надеясь на чудесное спасение Верещагина. И комок подкатывает к горлу, когда могучий и красивый человек раскидывает бандитов, заводит мотор баркаса и спешит на помощь...

Дальнейшее известно миллионам: крик «Верещагин! Уходи с баркаса!» уже не будет услышан. Верещагин не ушел с баркаса и навсегда остался в нашей памяти героем.

«Солнце еще не взошло», – гласит предфинальный титр фильма Владимира Мотыля. И наш герой продолжает свой путь по пескам домой, на родимую сторонку. А взошедшее «белое солнце пустыни» продолжает освещать ему путь, по которому мы вместе с ним идем уже целых пятьдесят лет.

#фильм #кино #Советский Союз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (6738) от 11.08.2020 под заголовком «Кино – дело тонкое».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?