Вприпрыжку по эпохе. 50 лет назад вышла первая серия «Ну, погоди!»

50 лет назад советская детвора обрадовалась появлению мультика про Волка и Зайца. Никто тогда еще не догадывался, что героям десятиминутной веселой ленты суждена долгая жизнь. Так началась многосерийная рисованная эпопея советской мультипликации под названием «Ну, погоди!».

Вприпрыжку по эпохе. 50 лет назад вышла первая серия «Ну, погоди!» |

В 1969 году режиссер Геннадий Сокольский снял небольшой сюжет для мультальманаха «Веселая карусель». Именно в нем впервые нос к носу столкнулись два любимых представителя русской фауны. Автор сценария Александр Курляндский, как говорят практики, «сынтуитивил» по поводу увиденного и предложил двум коллегам – Феликсу Камову и Аркадию Хайту – развернуть эпизод в цикл. Сказано – сделано. Сценарий на три серии был сочинен в один присест. Оставалось найти того, кто бы взялся его оживить на экране.

Рискнуть решил Вячеслав Котеночкин, и так определилось его последующее творчество. 18 серий «Ну, погоди!», выходившие в прокат практически ежегодно, принесли режиссеру Государственную премию СССР за произведение для детей и юношества. Хотя мультик смотрели с огромным удовольствием и взрослые. Сейчас, в эпоху компьютерной анимации, популярность «Ну, погоди!» кажется парадоксальной для рисованного фильма. Но цикл был обречен на успех.

И дело не только в разбуженной вольной фантазии триумвирата сценаристов, но и в том, как Котеночкин сумел аранжировать сам формат мультсериала – от четкого оформления каждой серии до подбора сопровождающей музыки, включая хиты современной эстрады. Решающим же моментом стал выбор актеров на звуковые «роли» Волка и Зайца. Поначалу обаятельного хулигана, вышедшего из леса в советский мегаполис, должен был озвучивать... Владимир Высоцкий, но начальники киностудии «Союзмультфильм», где снимали сериал, испугались и отказали артисту и певцу. Хотя Владимир Семенович все же остался в первой серии – со своим художественным свистом, в котором зрители легко узнавали мелодию «Песни о друге». Впрочем, и в рисованном Волке угадывались некоторые знакомые черты популярного барда.

Волк навсегда оказался обязан своим голосом Анатолию Папанову, а Заяц заговорил (и даже запел) голосом Клары Румяновой. И если последней всего-то надо было разнообразить веселый говорок зайчишки, то народному артисту Советского Союза Анатолию Дмитриевичу Папанову по сценарию приходилось на все лады произносить на протяжении полутора десятилетий одну и ту же фразу.

Сериал любила вся страна вплоть до членов Политбюро ЦК КПСС. Рассказывают, что, когда Папанов получал из рук Подгорного грамоту о звании народного артиста, он пожаловался на то, что дела с сериалом обстоят очень плохо. Председатель Президиума Верховного Совета СССР поинтересовался о причинах. Папанов объяснил: один из сценаристов эмигрировал в Израиль (Камов), поэтому проект заморозили. Ради своих детей и внуков партийные боссы закрыли глаза на столь очевидный идеологический прокол. Съемки продолжились, но уже с именами только двух сценаристов в титрах.

Популярность сериала держалась и продолжает держаться среди зрителей уже не одного поколения. А были еще марки и монеты, выпущенные в честь мультфильма, памятник его героям, компьютерные игры и детские игрушки с изображением главной парочки нашего мульткино. Именно благодаря этому дуэту зрители могли побывать во многих местах, связанных с их культурным досугом и трудовой деятельностью: пляж сменялся стройкой, парк культуры и отдыха – колхозными пашнями, а еще были посещение музея и цирка, поездка на круизном лайнере и даже визит на стадион. По сути дела, перед нами была настоящая энциклопедия «частной жизни» мультгероев.

Их отношения тоже были предметом обсуждения настолько, что однажды Вячеслав Котеночкин не выдержал и решил их помирить (в 7-й серии), но ничего путного из этого не вышло. За годы совместной экранной жизни Волк и Заяц проходили разные стадии отношений, но неизменной оставалась развязка. Первый никак не мог сцапать другого.

Уже после того, как ушел из жизни Папанов и была попытка реанимировать сериал, многие заговорили о неоригинальности нашего «Ну, погоди!», указывая на пример американского сериала «Том и Джерри». Нам неизвестно, видел ли Котеночкин хотя бы одну серию многолетней заокеанской битвы кота и мыша. Однако, сравнивая их, все же заметим, что наши герои были в своих драматических отношениях более гуманными. Перефразируя цитату из одного советского фильма, просто скажем: «Один убегает, другой догоняет. А вместе они делают общее дело». Дело это называется «развлечением». Таковым и останется в нашей благодарной памяти сериал-легенда – как яркий и радостный знак той эпохи, когда Волк вприпрыжку гонялся за Зайцем, но так и не смог его поймать.

#мультфильм #юбилей #СССР

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2020 под заголовком «Вприпрыжку по эпохе».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?