Городская гостиная

40 лет назад к ноябрьским праздникам 1977 года на Исаакиевской площади открылся центральный выставочный зал «Манеж». Шедевр Джакомо Кваренги перестал быть исполкомовским гаражом, чтобы стать центром городской культуры. О прошлом и новом зала мы расспросили Александра СИМУНИ, свидетеля и участника многих манежных событий, более 20 лет руководившего секцией критики Союза художников Петербурга.

Городская гостиная |

- Художники с нетерпением ждали открытия «Манежа»?

- Ну социалистические реалисты и без него жили неплохо, а тем, кто не входил в их круг, и «Манеж» не стелил красную дорожку. Новый зал воспринимался, скорее как чисто физическое расширение существовавших площадок. Конкретно - залов Союза художников Ленинграда на улице Герцена, теперь снова - Большой Морской, а также Союза художников РСФСР на Охте. Правда, поездка из центра на правый берег Невы считалась неудобной, и последняя площадка особой популярностью не пользовалась.

Ваш вопрос напомнил мне забавную ситуацию тех времен всеобщего дефицита. Такие ценные для художников материалы, как, скажем, голландская пастель «Рембрандт», распределялись в магазине ЛОСХа «по заслугам». Поэтому то, что можно было взять свободно, часто хватали без разбора, авось пригодится. Так, например, во многих мастерских скапливались залежи мутной карандашной кальки, с которой их обладатели не знали, что делать.

- Почти по Ильфу и Петрову, «Рембрандт» - только членам профсоюза?

- Чтобы стать членом Союза художников, надо было пройти с десяток инстанций. Даже не члены КПСС должны были получить рекомендацию партбюро. Потом эти документы вместе с фотографиями работ соискателя отправлялись в Москву. Через полгода приходил ответ, не всегда положительный. Тогда говорили, что поступление в Союз художников равноценно защите кандидатской.

Но в чем-то художникам в то время везло. Чердаки и подвалы домов не имели, как сейчас, коммерческой привлекательности. Любой студент художественного вуза, вооружившись справкой из деканата, шел в жэк и за неофициальную символического размера плату получал помещение. Чаще всего небольшое и неудобное, но пригодное для работы.

- В чем и когда вы почувствовали новые возможности «Манежа»?

- Пожалуй, это произошло в 1979 году. Задумав серию из 15 выставок, посвященных искусству союзных республик, «Манеж» начал с Эстонии. Проект такого масштаба ни в Таллине, ни на других выставочных площадках Ленинграда осуществить было невозможно. После эстонской экспозиции были показаны выставки еще из нескольких республик, но интересный проект был реализован наполовину...

В 1983 году была показана замечательная выставка «Искусство Финляндии. 1900 - 1960». Ни до, ни после на выставках из нескольких видов искусства не приходилось видеть, чтобы так грамотно и вместе с тем единственно возможно была показана скульптура. Она была отделена от живописи, заняв индивидуальную территорию в аванзале. Зритель имел возможность настроиться именно на восприятие объема и «купался» в пластике. Один Вяйне Алтонен чего стоил!

Постепенно «Манеж» в разнообразии городских и привозных экспозиций стал тем, что я бы назвал «городской гостиной искусств».

- Что вы вкладываете в это понятие?

- За прошедшие сорок лет в ЦВЗ проводилось множество выставок самого разного характера. Показы Союза художников продолжались, переставая быть и восприниматься одиозными. С 1988 года, первой совместной выставки ЛОСХ - «неформалы», «Манеж» стал показывать авторов, не имеющих союзовских корочек.

Достойно использовались и возможности зала для создания историко-художественных и межмузейных экспозиций. Скажем, «Тысячелетие Казани», проект, посвященный пригородным музеям-заповедникам. Надо вспомнить зарубежные и международные выставки, включавшие актуальное искусство.

Примечательным явлением стали для меня двадцать ежегодных выставок «Петербург», прошедших с 1993-го по 2012 год. Они обычно открывались 8 января и представляли произведения, созданные в ушедшем году петербургскими художниками всех направлений - членами Союза художников и не членами, мэтрами и начинающими, теми, кто активен и все время на виду, и теми, кто выставлялся крайне редко.

Это был, спасибо бессменному куратору «Петербургов» Ларисе Скобкиной, настоящий петербургский клуб, где встречались, и не только в дни супермноголюдных вернисажей, любители искусства, зрители, художники, критики, коллекционеры. Возникали новые контакты, люди договаривались о будущих выставках и посещении мастерских.

«Петербурги» много критиковали за «всеядность». Не вдаваясь в подробности, отмечу, что никогда не считал это справедливым. Дело в том, что такого рода универсальность, возможная как раз в «Манеже», была сознательным принципом. В свое время я предложил считать «Петербурги» социохудожественной флюорографией города.

Этот проект прекратился еще до начала ремонта зала. У меня возникло чувство, что в городе чего-то стало не хватать.

- Каким вам видится будущее обновленного «Манежа»?

- При всех оправданных новациях хочется, чтобы наш любимый выставочный зал и в будущем являл собой сочетание грандиозности пространства с душевной теплотой. Был городской гостиной искусств, обращенной к самым разным посетителям.

#Александр Симуни #«Манеж» #40 лет

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.