Мировой пожар в подворотне

Открывшаяся в ЦВЗ «Манеж» выставка «Петроград, 1917. Хроника событий» подводит определенный итог «революционному» музейному марафону. Она не требует от зрителя ответа, за белых он или за красных, революция - трагедия или благо? Просто предлагают прожить этот роковой год вместе с нашими предками в Петрограде - шаг за шагом, месяц за месяцем.

Мировой пожар в подворотне  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это историко-художественная выставка, в основе ее - хроника событий. За создание художественного образа, эмоциональное воздействие отвечает инсталляция Бориса Мессерера.

В аванзале - огромная круглая конструкция. Афишная тумба? Или карусель? Она кружится все быстрее, пока не начинают падать с нее люди, вещи, составляющие весь привычный, веками налаженный уклад... На тумбе изображены декорации, созданные Александром Головиным к спектаклю Всеволода Мейерхольда «Маскарад». Премьера состоялась 25 февраля - в день Февральской революции.

Особенность выставки в том, что мы слышим голоса тех, кто был свидетелем всех роковых событий в Петрограде. Множество цитат из воспоминаний современников, писем, газетных заметок собраны по крупицам, разделены по месяцам, с них сделаны принты. С нами говорят те, кто был причастен к событиям и чьи увеличенные фотографии составляют инсталляцию Бориса Мессерера. Эти снимки бесконечной лентой тянутся по периметру обоих этажей «Манежа», напоминая, по словам самого художника, «хвост кометы».

- Из множества архивных снимков я старался выбрать самые выразительные, - говорит Борис Асафьевич. - Мне важно было передать не только атмосферу, которая царила в городе, но и настроения его жителей. Важно было понять, кто были люди, совершившие революцию, что они чувствовали.

Здесь же, на первом этаже - предметы быта петроградцев, уцелевшие в лавине революционной стихии. Костюмы исторических персонажей - императорской семьи, аристократов, военных царской армии. И рядом - пять театральных костюмов, «игравших» в мейерхольдовском «Маскараде». Они предоставлены Музеем Александринского театра. На боковой стене - знаменитый портрет Мейерхольда в красной феске кисти Головина из Театрального музея.

В одной из витрин воссоздана комната типичного петербургского жителя - мебель, зеркала, даже упаковки из-под чая, кофе и шоколадки. А рядом - пушки, винтовки.

На втором этаже сконцентрированы документы. Их отбирали сотрудники музеев под руководством историка Дениса Бажанова.

- Идея заключается в том, чтобы показать революционные события в масштабе города с нескольких сторон. Экспозицию мы построили в виде улицы - вы видите своеобразную булыжную мостовую и двенадцать подворотен. Каждая подворотня посвящена событиям одного из двенадцати месяцев революционного года, - рассказал он.

В «подворотнях» на стендах - принты фотографий людей, которые непосредственно влияли на ход истории - от императора Николая Второго, его министров, послов иностранных государств до революционеров.

Второй слой - бытовой. Использованы цитаты из множества газет и журналов. Из беглых строк, как из осколков, складывается портрет эпохи. Пишут о том, что студентам негде жить - сильно подскочили цены на комнаты. Ругают домовладельцев. Гостиный двор «превратился в клоаку и напоминает Сенную толкучку времен Крестовского». С продовольствием в столице все хуже и хуже. Все чаще у магазинов возникают беспорядки и драки. У какого-то лавочника нашли припрятанный запас муки и масла. Разъяренная толпа избила его, несчастному повесили на шею плакат «Я мародер» и отволокли в полицию...

Читаем, что в «сентябре месяце ордера на обувь и галоши будут выдаваться гражданскими комитетами. Для получения необходимо представить протокол общего собрания жильцов дома».

Много материала о культурной жизни города, которая не прерывалась даже в самые страшные дни. Мир катится в пропасть, а в Мариинском театре дают «Онегина», в Михайловском - симфонические концерты графа Шереметева, в Народном доме - спектакль для рабочих - опера «Русалка» с участием Федора Шаляпина.

И, конечно, не забыто новое увлечение - кино. Киноплакаты, которые есть на выставке, тоже принт, не подлинники. Но они дают представление о том, что смотрели в синематографе петроградцы. Например, вышедший в 1917 году фильм с красноречивым названием «Позор дома Романовых». Картина состояла из четырех частей. Первая - «Распутин найден!», вторая - «Гришка и Александра», третья - «Николай и Балерина»...

Иными словами - кладезь информации. Но! От зрителя требуются усилия. Если не читать все, что представлено на стендах, нет особого смысла идти на выставку. А чтобы внимательно ознакомиться с хроникой каждого месяца рокового года, нужно потратить часа два минимум.

Выставка открыта только до 6 декабря.

#юбилей революции #ЦВЗ «Манеж» #выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?