Главная городская газета

Мировой пожар в подворотне

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
Мировой пожар в подворотне  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Открывшаяся в ЦВЗ «Манеж» выставка «Петроград, 1917. Хроника событий» подводит определенный итог «революционному» музейному марафону. Она не требует от зрителя ответа, за белых он или за красных, революция - трагедия или благо? Просто предлагают прожить этот роковой год вместе с нашими предками в Петрограде - шаг за шагом, месяц за месяцем.

Это историко-художественная выставка, в основе ее - хроника событий. За создание художественного образа, эмоциональное воздействие отвечает инсталляция Бориса Мессерера.

В аванзале - огромная круглая конструкция. Афишная тумба? Или карусель? Она кружится все быстрее, пока не начинают падать с нее люди, вещи, составляющие весь привычный, веками налаженный уклад... На тумбе изображены декорации, созданные Александром Головиным к спектаклю Всеволода Мейерхольда «Маскарад». Премьера состоялась 25 февраля - в день Февральской революции.

Особенность выставки в том, что мы слышим голоса тех, кто был свидетелем всех роковых событий в Петрограде. Множество цитат из воспоминаний современников, писем, газетных заметок собраны по крупицам, разделены по месяцам, с них сделаны принты. С нами говорят те, кто был причастен к событиям и чьи увеличенные фотографии составляют инсталляцию Бориса Мессерера. Эти снимки бесконечной лентой тянутся по периметру обоих этажей «Манежа», напоминая, по словам самого художника, «хвост кометы».

- Из множества архивных снимков я старался выбрать самые выразительные, - говорит Борис Асафьевич. - Мне важно было передать не только атмосферу, которая царила в городе, но и настроения его жителей. Важно было понять, кто были люди, совершившие революцию, что они чувствовали.

Здесь же, на первом этаже - предметы быта петроградцев, уцелевшие в лавине революционной стихии. Костюмы исторических персонажей - императорской семьи, аристократов, военных царской армии. И рядом - пять театральных костюмов, «игравших» в мейерхольдовском «Маскараде». Они предоставлены Музеем Александринского театра. На боковой стене - знаменитый портрет Мейерхольда в красной феске кисти Головина из Театрального музея.

В одной из витрин воссоздана комната типичного петербургского жителя - мебель, зеркала, даже упаковки из-под чая, кофе и шоколадки. А рядом - пушки, винтовки.

На втором этаже сконцентрированы документы. Их отбирали сотрудники музеев под руководством историка Дениса Бажанова.

- Идея заключается в том, чтобы показать революционные события в масштабе города с нескольких сторон. Экспозицию мы построили в виде улицы - вы видите своеобразную булыжную мостовую и двенадцать подворотен. Каждая подворотня посвящена событиям одного из двенадцати месяцев революционного года, - рассказал он.

В «подворотнях» на стендах - принты фотографий людей, которые непосредственно влияли на ход истории - от императора Николая Второго, его министров, послов иностранных государств до революционеров.

Второй слой - бытовой. Использованы цитаты из множества газет и журналов. Из беглых строк, как из осколков, складывается портрет эпохи. Пишут о том, что студентам негде жить - сильно подскочили цены на комнаты. Ругают домовладельцев. Гостиный двор «превратился в клоаку и напоминает Сенную толкучку времен Крестовского». С продовольствием в столице все хуже и хуже. Все чаще у магазинов возникают беспорядки и драки. У какого-то лавочника нашли припрятанный запас муки и масла. Разъяренная толпа избила его, несчастному повесили на шею плакат «Я мародер» и отволокли в полицию...

Читаем, что в «сентябре месяце ордера на обувь и галоши будут выдаваться гражданскими комитетами. Для получения необходимо представить протокол общего собрания жильцов дома».

Много материала о культурной жизни города, которая не прерывалась даже в самые страшные дни. Мир катится в пропасть, а в Мариинском театре дают «Онегина», в Михайловском - симфонические концерты графа Шереметева, в Народном доме - спектакль для рабочих - опера «Русалка» с участием Федора Шаляпина.

И, конечно, не забыто новое увлечение - кино. Киноплакаты, которые есть на выставке, тоже принт, не подлинники. Но они дают представление о том, что смотрели в синематографе петроградцы. Например, вышедший в 1917 году фильм с красноречивым названием «Позор дома Романовых». Картина состояла из четырех частей. Первая - «Распутин найден!», вторая - «Гришка и Александра», третья - «Николай и Балерина»...

Иными словами - кладезь информации. Но! От зрителя требуются усилия. Если не читать все, что представлено на стендах, нет особого смысла идти на выставку. А чтобы внимательно ознакомиться с хроникой каждого месяца рокового года, нужно потратить часа два минимум.

Выставка открыта только до 6 декабря.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook