Скульптура ждет прикосновений
ЦВЗ «Манеж» представляет на своей территории необычный проект - «Прикосновение». В пространстве первого этажа разместилась скульптура. Место на подиумах делят работы Вадима Сидура (вклад в проект сделал столичный «Манеж») и известных петербургских авторов. Особенность этой выставки в том, что организаторы разрешают к произведениям прикасаться. Первые посетители не сразу на это решились.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Совместный проект выставочных центров двух столиц демонстрирует новый тип взаимоотношений произведений искусства и зрителей. Он рассчитан и на особых посетителей - людей с ограниченными возможностями.
- Сотрудники «Манежа» проходили практику в библиотеке для слепых, выясняли, что может быть интересно для слабовидящих людей, - рассказывает один из кураторов выставки Вера Рейхет. - Для них важен тактильный признак. Отбирали произведения разных авторов в разных материалах: дерево, камень, бронза. Старались избегать абстрактных изображений. Приглашали художников, чьи имена на слуху.
Смысловой центр выставки - работы Вадима Сидура (1924 - 1986). Советский скульптор ветеран и инвалид войны одним из первых в послевоенном отечественном искусстве обратился к теме инвалидности в качестве отклика на трагедию, искалечившую миллионы людей, включая его самого.
В диалог с работами Сидура вступают произведения ленинградских-петербургских скульпторов - сверстников мастера и наших современников. Среди представителей старшего поколения Александр Игнатьев, Любовь Холина, Лев Сморгон. Более молодые - Павел Игнатьев, Дмитрий Каминкер, Роберт Лотош, Александр Позин, Марина Спивак, Ирина Ярошевич. Они не только экспериментируют с формой, используют разнообразные материалы, но и, как Сидур, ищут неожиданные для скульптуры темы и сюжеты.
Авторы сами отбирали вещи для выставки, дали согласие на то, что их работы будут трогать. Они уверены, что тактильность скульптуре не вредит. Марина Спивак говорит, что могла бы над своими работами поместить таблички с предложением обязательно к ним прикоснуться. Дмитрий Каминкер уверен, что процесс взаимный: люди прикасаются к скульптуре, а та трогает их чувства.
Надо отметить, что экспозиция получилась качественной, оптимистичной и разнообразной: галерея портретов, одиночные фигуры и групповые композиции, объекты, все в дереве, бронзе, камне. Портрет Эрнста Неизвестного работы Сидура, бронзовая «Девушка в ванне» - творение Дмитрия Каминкера, деревянные головы - Роберта Лотоша...
Выставка доступна для людей с ограниченными возможностями. В период ее работы запланированы экскурсии в сопровождении профессионалов: приглашены специалисты библиотеки для слепых и сурдопереводчики.
Проект не ограничивается выставкой, развернутой на первом этаже «Манежа». Как рассказывает Вера Рейхет, второй этаж предназначен для программ, посвященных инклюзии. Здесь будут проходить мастер-классы и тренинги.
Планируется и очередной концерт цикла «Открытый оркестр». Дебют программы состоялся в «Манеже» в январе. Выступление симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический» было организовано для незрячих и слабовидящих людей. Хедлайнером вечера выступила пианистка Полина Осетинская.
Во время концерта зрители рассаживаются внутри оркестра. Погружение в музыку происходит при минимальном освещении и на минимальной дистанции от исполнителей: так музыка становится практически тактильным ощущением.
Выставка открыта до 4 апреля.
Материалы рубрики
В «Эрарте» работает выставка «Момент импульса»
ГМЗ «Царское Село» начал открывать скульптуры после зимовки
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии