Преодоление через понимание

Центральный выставочный зал «Манеж» представил работы, созданные студентами японских университетов искусств Musashino Art University и Tama Art University, а также Санкт-Петербургской академии художеств. Выставка прошлав рамках масштабного проекта «Такеда. Боль и воля» - в поддержку развития паллиативной помощи и новых технологий в медицине. Тема новой экспозиции - «Преодоление».

 Преодоление через понимание  |  ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Совместный социально-культурный проект фармацевтической компании «Такеда» и Санкт-Петербургской академии художеств стартовал в 2016 году в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

На первый взгляд это кажется странным - что же объединило большой бизнес и молодых художников. «Компания «Такеда» стремится оказывать положительное влияние на жизнь пациентов с помощью новейших достижений в области медицины, создавая лекарственные средства, спасающие людям жизнь. Вместе с тем мы понимаем, насколько важен эмоциональный настрой пациента. Искусство привносит в жизнь человека гармонию, дарит настроение и радость, вдохновляет и отвлекает от повседневности, а это именно то, что так необходимо тяжелобольным пациентам», - прокомментировал Андрей Потапов, генеральный директор «Такеда Россия», глава региона СНГ.

Первая выставка (она состоялась два года назад) проходила на территории Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где были представлены около 100 работ петербургских художников. В 2017-м на конкурс уже было подано более 200 заявок учащихся творческих вузов из 58 российских городов.

Этот конкурс, по словам ректора Санкт-Петербургской академии художеств Семена Михайловского, не только позволил привлечь внимание к людям, нуждающимся в помощи, но и выполнил еще одну очень важную задачу - помог студентам найти внутренний отклик на проблемы тяжелобольных людей.

«Для художника крайне важно быть чувствительным к тому, что происходит в обществе — с тем, чтобы это находило отражение в его творчестве», – уверен Семен Михайловский. Проект не только культурный, но и социальный. Он, как отмечают все эксперты, дал возможность талантливой молодежи проявить себя и актуализировал важность развития паллиативной медицины в России.

-IMG_8492.jpg

Термин «паллиативная помощь» (он образован от латинского «паллиум», то есть «покрывало», «плащ», и подразумевает создание таких условий для тяжелобольных людей, при которых они и их близкие легче переносят свое положение) официально зазвучал в нашей стране лишь в 2011 году. Хотя касается он, без преувеличения, сотен тысяч наших сограждан. И пусть за последние несколько лет и законодатели, и Минздрав сделали немало для развития этого направления медицины, нерешенных вопросов остается еще очень много.

Поэтому так важно говорить о паллиативной помощи не только языком официальных документов и постановлений, но и языком искусства, понятным широкому кругу людей. Ведь любой из нас, испытав от просмотра работ те или иные эмоции, начинает сопереживать, задумываться, у него появляется желание поддержать неизлечимо больных людей.

Экспозиция «Преодоление» собрала 140 произведений самых разных жанров.

«В работах японских молодых художников во время отбора я искал именно тему преодоления _ себя, своих страхов, предрассудков, - пояснил Семен Михайловский. - В итоге то, что представлено на выставке, позволяет оценить не только талант художника, но и его социальную чувствительность - способность демонстрировать свое отношение к жизни, сопереживать. Преодоление ведь бывает разным — внутренним, внешним, духовным, физическим. На протяжении жизни мы сталкиваемся с этим постоянно».

Выставка получилась очень необычная. Перед входом в зал на первом этаже стоят огромные деревянные буквы. Это творение художницы Кайоко Ватанабэ, которая разработала систему деревянных литер, созданных по принципам традиционной японской строительной технологии, заключающейся в соединении деталей без использования гвоздей.

Преодолев это препятствие, посетитель попадает в зал с образцами традиционной японской каллиграфии. Здесь же - анимация, графика, видеоарт и, конечно, полотна. На одном из них - «Температура», автор Миса Отера — человек, закрывший руками лицо, а сквозь кожу напряженных пальцев, как на рентгене, видны кости, связки, сосуды...

На втором этаже особенно поражает работа Арсения Нефедова «Кто я?». Это своего рода коллаж, составленный из обрывков холста — нос, рот, глаза и другие части тела человека живут как бы по отдельности... Но с изнанки эти обрывки объединяет человеческий скелет, который состоит из проводов и микросхем.

-IMG_8581.jpg

Связующим звеном между видением мира японскими художниками и российскими является стена графических листов Кейто Ямагути, первой японки, ставшей студенткой Санкт-Петербургской академии художеств.

“Я благодарен молодым художникам, которые развивают тему преодоления в разных техниках. Надеюсь, что выставка поможет посетителям немного измениться - стать более сильными и готовыми помочь тем людям, которые в этой помощи нуждаются, - отметил Андрей Потапов. - В этом году наша компания отмечает 25 лет работы на фармацевтическом рынке России, и мы рады, что проект «Такеда. Боль и воля» приобретает международный масштаб. Вопросы развития паллиативной помощи и новых технологий в медицине актуальны для обеих наших стран, и я искренне надеюсь, что выставки в Петербурге, а затем в Москве привлекут внимание широкой общественности к этой теме».

Выставка в Москве пройдет с 30 марта по 22 апреля 2018 года.

-IMG_8558.jpg

-IMG_8571.jpg

-IMG_8589.jpg

-IMG_8617.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

#«Такеда. Боль и воля» #ЦВЗ «Манеж» #выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?