В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Первая позиция. Русский балет»

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Первая позиция. Русский балет» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В названии, конечно, зашифрована не только одна из балетных позиций — пятки вместе, носки врозь, так, чтобы прямая линия! Но и национальная гордость. В чем в чем, а в балете Россия много лет действительно занимала первую позицию. На выставке есть увеличенная черно-белая фотография Майи Плисецкой и Юрия Гагарина. В ней — главное, чем гордился Советский Союз. Балет и космос.

Выставка необъятная: тысяча предметов из сорока музеев и театров разных городов России. Но смотреть не тяжело. Как водится в последнее время, выставка — театрализованная, своеобразный спектакль, где много всяких аттракционов. Оформила экспозицию команда во главе с дизайнером Агнией Стерлиговой.

Лебединое озеро

Знаменитый «Лебедь» Михаила Врубеля приехал из Третьяковки. Лебедь ведь одна из главных птиц мирового балета. Лебедям и в особенности «Лебединому озеру» уделено особое внимание. На стендах — краткая история постановок знаменитого балета. Классическая, можно даже сказать, каноническая, версия принадлежит Мариусу Петипа и Льву Иванову. В 1933 году новую редакцию сделала Агриппина Ваганова.

Рядом можно увидеть макет с тщательно проработанными фигурками. Охотники стоят напротив стаи лебедей, которых заслоняет собой Одетта. Этой сцены не было в версии Вагановой…

Потом последовали редакции Федора Лопухова, Константина Сергеева, Юрия Григоровича…

А еще зритель может ознакомиться с «Лабораторией «Лебединого озера» — постановками, в которых балетмейстеры уходили от канонической версии музейного балета все дальше и дальше в сторону своих фантазий. Джон Ноймайер, например, в 1976 году поставил в Гамбурге балет «Иллюзии — как «Лебединое озеро». В сюжете он использовал историю короля Людвига II Баварского, романтика, страстного поклонника Вагнера, тяготившегося властью и кончившего трагически.

Английский балетмейстер Мэтью Борн в 1995 году поставил «Лебединое озеро», в котором все «лебединые» партии исполняли мужчины. В его спектакле лебеди не хрупкие грациозные создания, а сильные хищные птицы. При этом балет завораживающе красив.

На выставке можно увидеть фрагменты из восьми необычных версий знаменитого балета. Жаль, кстати, что не представили версию Анжелена Прельжокажа, которую он создал для фестиваля «Дягилев. P. S.» — одного из важнейших балетных фестивалей Петербурга.

Точку в «лебединой» истории ставит инсталляция в разделе «Советский балет» — кресло, торшер, черно-белый телевизор. Так классический балет, который, как помним из Бродского, «есть замок красоты», отделенный от суетного мира рвами и поднятыми мостами, вошел в историю новой России.

Балет2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А самый трогательный экспонат приехал из Клина — это домашние тапочки Петра Ильича Чайковского, создателя музыки к «Лебединому озеру», «Спящей красавице», «Щелкунчику». В Музее-­усадьбе Чайковского эти тапочки с вышитыми птичками аккуратно стоят возле кровати. Организаторы выставки говорят, что тапочки 125 лет не покидали музей. И вот совершили свое первое путешествие и приехали в Петербург ради балетной выставки. Вышила тапочки двоюродная сестра композитора Н. В. Попова.

Не знаю почему, но эти тапочки как‑то особенно трогают. Возможно, потому, что доказывают — создатель той божественной музыки все‑таки был человеком.

Пачки и пуанты

Вся выставка в целом и каждый раздел в отдельности построены так, что сочетают просвещение с развлечением, информацию — с впечатлением. Одна балетная история накручивается на другую, перетекает в третью… Невероятно увлекательно. Можно увидеть, прочитать, услышать (всем посетителям вручают наушники и аудиогид, где голоса Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова рассказывают историю балета, биографии знаменитых его представителей, а еще — звучит музыка из спектаклей).

Возьмем, к примеру, балетные пачки. Из нашего Музея театрального и музыкального искусства на выставку предоставили пачку Галины Улановой, в которой великая балерина танцевала «Умирающего лебедя». Сделана пачка по старинке, из нескольких слоев накрахмаленной марли (сейчас другие материалы и технологии). Проследить эволюцию пачки можно, бродя по экспозиции и рассматривая подлинные костюмы из разных балетов.

А можно — на инсталляции в самом начале выставки, где пачки разного времени представлены на деревянных манекенах.

Или вот пуанты. Их тут тоже целая коллекция. В том числе есть балетные туфли Матильды Кшесинской. Подлинные. За ними тоже история, да не одна. Главная о том, как появилась техника танца на пальцах. Ввел ее Дидло в Париже в балете «Зефир и Флора», а вскоре перенес на петербургскую сцену. Но у него была только одна поза, а собственно танцевать на пальцах первой стала Мария Тальони.

Балет и власть

Кшесинская — еще и яркий персонаж из драмы на тему «Балет и власть». О ее романе с Ники, будущим императором России Николаем II, знают даже те, кто далек от балета.

Тема проходит через все разделы выставки, будь это «Императорский балет» или «Советский балет». В «Советском» все ­жестче, а порой и трагичнее, много сложных, а то и поломанных судеб. Выберем наугад. Из Третьяковки приехал портрет Ольги Лепешинской, примы Большого театра, бывшего визитной карточкой сталинской Москвы. Сам портрет, запечатлевший балерину в белой пачке в полный рост, — образец социалистического реализма, написан Александром Герасимовым. Власть проехалась по ее судьбе катком. В 1950 году арестовали родных ее отца, а потом и мужа, полковника МГБ. Саму Лепешинскую не тронули, уж очень она нравилась Сталину, который называл ее Стрекозой. Исключили из партии, но из ­театра не уволили.

Русский дух

Конечно, не обошлось без «Русских сезонов» Сергея ­Дягилева. Ведь это одна из самых ­эффектных глав в истории нашего балета. Раздел называется «Русский дух» и оформлен крупными зеленоватыми узорами в стиле модерн. Здесь много эскизов костюмов и декораций (Коровин, Головин, Рерих, Бакст — Дягилев работал с первоклассными художниками). Представлены и сами костюмы из разных музеев. И знаменитая афиша дягилевских сезонов в парижском театре Шатле — похожая на сомнамбулу Тамара Карсавина в «Видении розы».

Продолжение про ­Карсавину и других красивейших ­балерин той эпохи — в «потайной» комнатке с маркировкой «18+». Там — их фотографии, сделанные знаменитым мастером Альфредом Эберлингом. Известно, что у Эберлинга был роман с Тамарой Карсавиной. До наших дней чудом сохранились сделанные им в студии фотографии полуобнаженной балерины. Эберлинг — это, так сказать, лирическое отступление от истории на тему «Балет и эротика». Небольшое, потому что ясно ведь, что тема неисчерпаемая.

К ней примыкает отчасти тема балетного тела и его пропорций. Выставка предоставляет возможность проследить, как менялся идеал красоты. С течением времени балерины словно «истаивали», становились тоньше, звонче, прозрачнее. И выше ­ростом. Сравните хотя бы невысокую крепкую фигурку Матильды Кшесинской и вытянутое изящное тело Светланы Захаровой.

Раздел «Анатомия балета» с помощью видео рассказывает и показывает, что происходит с телом танцовщиков, когда они выполняют те или иные трюки. Например, поднимают ногу под немыслимым для обычного человека углом. Или крутят 32 фуэте. Начинаешь немного понимать, какой ценой дается вся эта красота.

Может быть, поэтому желающих встать к балетному станку, воссозданному на выставке, не нашлось (во всяком случае при мне). Все предпочитали наблюдать за «классом», который выполняли танцовщики на огромных видеоэкранах. «И — раз! И — два! И — три!» Так день за днем, год за годом. Вечное стремление к совершенству, тяжелый физический труд, пот, кровь и слезы. Во имя красоты.

Выставка продлится до 21 мая.


#выставка #ЦВЗ «Манеж» #балет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7364) от 28.02.2023 под заголовком «Во имя красоты».


Комментарии