Героем становится любой. Что не так с фильмом «Огонь»

На экранах петербургских кинотеатров вовсю бушует «Огонь» – новый фильм режиссера Алексея Нужного, посвященный работе современных огнеборцев. Но не простых пожарных, а тех, кто трудится в некой федеральной структуре под названием «Лесоохрана».

Героем становится любой. Что не так с фильмом «Огонь» |

Хотя проницательный зритель сразу догадается, что под этой вывеской авторы картины зачем-то скрыли уважаемую всеми организацию, именуемую МЧС. Впрочем, от перемены названий суть дела не меняется. Перед нами – зрелищный и увлекательный рассказ о том, как борются с огненной стихией современные отечественные пожарные.

Стоит заметить, что именно пожарным отечественный кинематограф задолжал по части освещения их рискованного, а порою и жертвенного труда. Можно вспомнить фильм конца 1960-х – «Влюбленные» и картину начала 1980-х годов «Тревожное воскресенье». Мелькнут в воспоминаниях отдельные эпизоды фильмов-катастроф – «Экипаж», «34-й скорый», в которых действуют люди этой героической профессии, которых в прошлом веке вызывали по телефону 01. Была, правда, недавно попытка поведать нам в одном из сериалов про трагически известный пожар в московской гостинице «Россия», но тот инцидент стал всего лишь эпизодом. В этой тематической зоне наш заокеанский соперник Голливуд оказался куда отзывчивее.

И вот на экране два часа люди в защитных костюмах, масках и шлемах сражаются с огнем. Законы подобных экранных форматов известны: чтобы зрители увлеченно следили за перипетиями судьбы главных персонажей, они должны: a) их получше узнать; б) желательно полюбить. Решению этой задачи и посвящены начальные эпизоды картины, в которых мы узнаем о том, что Константин Хабенский играет начальника некоего подразделения пожарных. И зовут его Алексей Павлович Соколов. У него есть дочь Катя (Стася Милославская), которая крутит любовь с неким нагловатым новобранцем лесоохраны по имени Роман Романович (его играет внук великого Олега Янковского Иван). Любовь и огонь пересекутся в пространстве фильма самым прямым образом. Подразделение Соколова срочно вылетает на очередной очаг возгорания в Карелию, и заботливый отец решает увезти с собою кандидата в женихи дочери...

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться о перспективах конфликта двух вероятных родственников. Подобные фабульные коллизии нам знакомы. Нетрудно догадаться, как Соколов-старший будет перевоспитывать по ходу выполнения опасного задания Романа. Тот на глазах у зрителей из безалаберного юнца превратится в ответственного и решительного юношу. А Катюша будет вздыхать о нем и беспокоиться в центральном штабе борьбы с огнем по всей стране.

Но это еще не все, потому что, по сценарию, пожарным придется спасать жителей деревни от надвигающегося верхнего огня, который они потушить не в силах. Здесь-то и возникли у меня первые сомнения относительно соответствия показанных в кино усилий тому, как в реальности борются с пожарами подразделения МЧС. Не говоря уже о том, что непонятно, как в век мобильной связи подразделение Соколова осталось без связи с центром, а в деревне Ольхово при нагрянувшей огневой беде справляют свадьбу...

Отношения «огненных» героев с мирным населением поначалу никак не складываются, но затем они берут на себя всю ответственность и пытаются спасти всех жителей. Для пущего драматизма один из пожарных усаживает в разбитый автобус роженицу (Ирина Горбачева очень талантливо страдает в этой безымянной роли) вместе с ее матерью (Екатерина Дмитриева) и отважно едет навстречу пожару через лес. И чем дальше в лес, тем больше сюжетных «дров» наломали авторы картины, лишая ее житейской логики и попыток рационально, а не эмоционально повествовать о том, как люди остаются практически один на один с огнем.

Эпизоды, увиденные во второй части фильма, естественно, не могут не задеть зрительских чувств. Одна трагическая ситуация сюжетно надвигается на другую. Все вот-вот сгорит в пламени бушующего лесного пожара. Но даже в этом кромешном аду любой пожарный мог бы догадаться, что никак нельзя сливать вертолетное топливо на землю, когда в нескольких метров от этого места бушует огонь. О том, что могло бы произойти дальше, зрители вспомнят сами, если не забыли финал картины «Крепкий орешек-2». Никакой вертикальный взлет не спасет воздушное судно, если из его внутренностей (даже в полете) хлещет струя горючего...

Без жертв по ходу сюжета создатели фильма «Огонь» все же не обошлись. Пострадали многие из тех, с кем мы успели познакомиться по ходу просмотра. Но и финал при всей его скрытой пафосности все же оставляет вопросы: каким образом персонажи за считанные дни избавляются от последствий полученных ожогов? Это даже не замечание, а размышление вслух. Ведь в нашей стране героем может стать любой, даже тот, кто оказался в центре очага возгорания без всякой термической защиты...

Не уверен, что после проката фильма «Огонь» увеличится число абитуриентов в Петербургском университете МЧС. Но то, что нынче мы имеем весьма наглядное представление о том, как опасен любой лесной пожар и какими жертвами он может обернуться, это факт. Впрочем, на эту тему давным-давно Михаил Калатозов уже снял великолепный фильм. Назывался он «Неотправленное письмо». Было это 62 года назад. Техника тушения с той поры ушла далеко вперед (что мы и видим в фильме «Огонь»). А вот главное осталось незыблемым: противостоять огненной стихии могут только мужественные и решительные люди.

#фильм #пожар #огонь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (6854) от 01.02.2021 под заголовком «У нас героем становится любой...».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?