Добрым молодцам урок. На экраны вышел фильм «Последний богатырь. Корень зла»

Старт нового года в отечественном кино оказался поистине богатырским. Первый же российский фильм, выпущенный в прокат 1 января, за новогодние праздники набрал рекордную сумму – более чем полтора миллиарда рублей кассовых сборов. Речь идет об экранной сказке «Последний богатырь. Корень зла». Успех тем более впечатляющ, если учесть, что в нынешних условиях зрительные залы могут быть заполнены только на 25 процентов от общего числа посадочных мест. Таким образом, режиссер Дмитрий Дьяченко и его команда превзошли кассовый успех трехлетней давности, когда их «Последний богатырь» под номером один собрал за аналогичный срок (в нормальных условиях) один миллиард рублей.

Добрым молодцам урок. На экраны вышел фильм «Последний богатырь. Корень зла» |

Причины успеха обоих фильмов лежат в давних зрительских ожиданиях качественной экранной продукции для семейного просмотра. Свою роль сыграла и анимационная франшиза студии «Мельница» про трех богатырей и примкнувшего к ним коня Юлия. Можно даже сказать, что нынешнее поколение зрителей-миллениалов было разогрето этим циклом похождений троицы былинных персонажей русских сказок.

Свою роль сыграла, конечно, и настойчивая реклама на телеэкране и различных сетевых ресурсах. Прибавьте к этим причинам и способности творческой бригады обоих «богатырей», проявленные в таком успешном эфирном и кинопроекте, как «Кухня», где профессиональные подробности житья-бытья ресторанного бизнеса в допандемийную эпоху сочетались с качественными иронией и юмором, не говоря уже о ярких характерах и запоминающихся актерских работах. А главное, нам на экране показали русский сказочный мир, где вечные сюжеты соседствуют со вполне житейскими коллизиями и где национальный характер проявляется самым невероятным образом в похождениях и поступках. Как не вспомнить восклицание классика: «Что за прелесть эти сказки!».

И уж, конечно, успех фильмов в немалой степени обеспечил тот самый персонаж, которого в русском фольклоре именуют не иначе как Иван-дурак. Правда, он вполне может превратиться в Ивана-царевича, а царевна-лягушка – в Василису Премудрую. Нынче «последним богатырем» был назначен некто Иван Ильич Найденов, житель Москвы и хитрый участник телешоу про магов и чародеев. Только вот не ведал братец Иванушка, что предстоит ему случайное путешествие в другой мир, где ждут его и богатыри, и ведьмы, и Кощей с Бабой-ягой, и всякие лесные чудища и водяные.

Играющий Ивана Виктор Хориняк – вполне узнаваемая по сериалам персона (он играл и в «Кухне»). Его герой напоминает тех, кто ко всему относится легко, не прочь слукавить и обвести вокруг пальца без всякого волшебства доверчивых телезрителей и жителей мегаполиса. А предстоит ему отправиться «туда, не знаю куда» и добыть «то, не знаю что»... Позже выяснится, что цель его переселения в мир сказки – освобождение загадочного Белогорья от... власти Добрыни Никитича (Евгений Дятлов), которого обольстила и сбила с пути истинного злая Варвара (Екатерина Вилкова). А для выполнения поставленной группой сценаристов задачи надо добыть меч-кладенец, который самым сказочным образом разрубит узел всех возникших в сказочном царстве проблем.

Миссия Ивана осложнена еще и тем, что его родной батюшка – Илья Муромец (Юрий Цурило), некогда обманом побежденный Добрыней. Где-то в прологе сюжета мелькает и эпизод с Алешей Поповичем, которого одолела-таки Варвара... Словом, уже в первом фильме все перепуталось таким странным образом, что злые силы встали на сторону добра, а те, кто должен был это добро защищать, свою корыстную выгоду и возможную власть поставили выше всех иных целей. Вот такой сказочный вышел парадокс, который продолжен и в нынешней новогодней премьере. А конфликт в душе Ивана, который хочет остаться в Белогорье, но в то же время не может обойтись без прелестей быта ХХI века, и порождает ту энергию жанра, когда лукавство истории вдруг обращается, как в Лукоморье, во вполне серьезный и важный для героя момент истины.

Изгибы и повороты сюжета обоих «Последних богатырей» показаны с юмором. Особенно в тех эпизодах, где на стороне Ивана оказываются представители сказочной нечисти. Не сразу узнаешь в Бабе-яге Елену Яковлеву, и только из титров можно догадаться, что в Водяного превратился Сергей Бурунов. Хотя Константина Лавроненко в Кощее можно узнать сразу. Когда же эта команда вместе с Иваном и Василисой (Мила Сивацкая) отправится вновь в путь, чтобы освободить свое царство от всяких корней зла, то к ним прибавится Колобок с голосом Гарика Харламова, а заодно и новый, «качественный» богатырь Финист – Ясный Сокол (Кирилл Зайцев). Ивану же вновь придется подтверждать собственный статус богатыря и богатырского сына.

Сказка в исполнении отечественных мастеров экрана получилась на загляденье – с чудесами, превращениями, полетами и поединками. Все-таки традиции советской киносказки Александра Роу и Александра Птушко не остались в прошлом, а вновь ожили в «богатырской» дилогии. Особенно это заметно во впечатляющих природных панорамах необычайной красоты, снятых в разных уголках нашей страны.

В фильме немало отсылок к нынешнему миру гаджетов и девайсов. Будто в шутку, невзначай публике предлагается пофантазировать и примерить на себя личину сказочного героя. А для того чтобы не зрители не заскучали в ожидании продолжения, наш «последний богатырь» Иван вновь обретает в финале дилогии не только отца Илью, но и...

Здесь и сказочке конец, а кто смотрел второй фильм до самого финала титров, тот и молодец! И не все еще силы зла побеждены. Зато богатырей в российском прокате, кажется, в данный момент достаточно. Ждем новых.

#фильм #кино #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (6842) от 14.01.2021 под заголовком ««Добрым молодцам урок»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?