Фрагменты горельефа Мефистофеля передали петербургскому отделению ВООПИиК

В Петербургском отделении ВООПИиК состоялась передача фрагментов горельефа, известного как изображение Мефистофеля, который был варварски сбит вандалом летом 2015 года с фасада дома №  24 по Лахтинской улице. Теперь он станет музейным экспонатом. Но борьба за воссоздание Мефистофеля на этом не закончена.

Фрагменты горельефа Мефистофеля передали петербургскому отделению ВООПИиК | Антон Иванов показывает Мефистофеля. / ФОТО автора

Антон Иванов показывает Мефистофеля. / ФОТО автора

Горельеф входил в предметы охраны дома — выявленного объекта культурного наследия. Здание построено в 1911 году по проекту архитектора Александра Лишневского (1868–1942), мастера петербургского модерна, создателя проектов двадцати зданий в историческом центре Петербурга. Самый известный — Дом городских учреждений на Садовой улице, 55 – 57.

До недавнего времени фрагменты (общим числом около полусотни) бетонного горельефа были сложены в четыре мешка и одну коробку и хранились в УМВД по Петроградскому району. Они были вещественным доказательством в уголовном деле, возбужденном по факту умышленного уничтожения Мефистофеля. В начале 2016 года уголовное дело было закрыто.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Елена Турковская, праправнучка Лишневского, вандал был признан «искренне раскаявшимся», он принес в казну 664 тысячи рублей. Эту сумму ущерба определила экспертиза, назначенная следствием. Потерпевшего так и не выяви­ли. То ли им должен был стать КГИОП, то ли управляющая компания, которая занимается эксплуатацией дома.

Дело закрыли, и Турковская стала беспокоиться, как бы фрагменты Мефистофеля не отправили на помойку. В 2018 году, когда исполнилось 150 лет со дня рождения Лишневского, праправнучке пообещали свидание с горельефом. Но в последний момент передумали. По сведениям Елены Александровны, в 2019 году один из федеральных телеканалов готовил сюжет, связанный с этой вандальной историей. Телевизионщикам удалось отснять материал, включавший показ фрагментов скульптуры. Но в эфир он не вышел…

Начиная с 2016 года Турковская (иногда с помощью депутатов) ведет переписку с городской и районной властями с целью выяснить, кто и когда восстановит горельеф на доме, охраняемом законом. Если перевести смысл ответов с бюрократического языка на человеческий, то он выглядит так. Жилой дом не вошел в фасадную программу КГИОП, поэтому нет возможности воссоздать Мефистофеля исключительно за счет городского бюджета. Ремонт фасада по обычной программе жилищного комитета пока намечается в интервале 2023 – 2026 гг. Но никто не может поручиться, что, даже если подойдет очередь ремонта фасада дома на Лахтинской, 24, это будет означать автоматическое воссоздание Мефистофеля.

Причин множество — от необходимости проводить общее соб­рание собственников жилья, чтобы они дали согласие на получение задания от ­КГИОП на воссоздание горельефа, до элементарной нехватки денег. Ремонт фасадов многоквартирных домов проводится за счет средств, собранных с собственников жилья в доме. Собираемость в доме Лишневского — почти 90 процентов. Но есть нюанс — когда дело дойдет до проектирования воссоздания бетонной скульптуры на фасаде, могут потребоваться экспертизы. Например, прочности несущих конструкций, на которых должен держаться Мефистофель. И тогда стоимость ремонта фасада может резко возрасти. И проще от горельефа отказаться.

По словам Турковской, она согласна организовать сбор средств на воссоздание горельефа. Помощь готов оказать Павел Игнатьев, известный петербургский скульптор. Теперь, когда доступны подлинные элементы, можно создать форму для отливки нового горельефа. «Все известные мне попытки художников повторить улыбку Мефистофеля, сделанные по собственной инициативе авторов, очень далеки от оригинала», — считает Турковская. Она также слышала, что в крупных музеях имеется оборудование, позволяющее по фрагментам сделать точную 3D-модель горельефа.

Но даже если все будет сделано и необходимые на воссоздание Мефистофеля средства собраны, на сегодня не существует юридического механизма, как «влить» эти деньги в казенные расходы на ремонт фасада многоквартирного жилого дома.

Тем не менее праправнучка Лишневского отступать не намерена и будет пытаться проследить формирование сметы на ремонт фасада дома на Лахтинской, 24.

А что будет с фрагментами оригинального Мефистофеля? Полиция выдала их КГИОП с условием, что они попадут в надежное мес­то. Таковым местом стал Центр культурного наследия имени академика Бориса Борисовича Пиотровского, открытый два месяца назад по инициативе Петербургского городского отделения ВООПИиК. Как рассказал нашей газете Антон Иванов, замес­титель председателя отделения, Мефистофель с Лахтинской станет важным экспонатом экспозиции, посвященной градозащитному движению. Публика увидит горельеф ориентировочно в конце 2022 года: необходимо время для сборки фрагментов.


#ВООПИиК #передача #экспонаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7105) от 08.02.2022 под заголовком «Возвращение Мефистофеля».


Комментарии