СПбГУПТД представил интерактивную выставку «Хроники Победы»

…Несколько десятков планшетов с куар-кодами. Наведя на них смартфон, можно увидеть анимацию или видеоролик. Так Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна представил интерактивную выставку «Хроники Победы». Сейчас с ее «экспонатами» можно ознакомиться в вузовском общественном пространстве «Точка кипения — ПромТехДизайн» на Садовой ул., 54, затем выставка отправится по культурным и образовательным центрам города.

СПбГУПТД представил интерактивную выставку «Хроники Победы» | ФОТО Jonas Leupe on Unsplash

ФОТО Jonas Leupe on Unsplash

Еще пять лет назад городской студенческий пресс-центр запустил на базе университета международный медиапроект «Летопись Победы: из семейного архива». Нынешней весной появилась идея: попробовать «интерпретировать» воспоминания ветеранов и блокадников с помощью современных технологий, сделав из них иллюстрированные и анимированные рассказы.

Многие из студентов поначалу отнекивались: мол, нам это не очень интересно, все это дела давно минувших дней… Реакция объяснимая: они безмерно далеки от событий Великой Отечест­венной войны, в ней участвовали их прадедушки и прабабушки, которых они и в глаза‑то не видели…

— Но затем студенты благодарили, говорили, что, погрузившись в семейные архивы, узнали то, о чем никогда не догадывались. Сделали для себя открытия, какими героями были их родные, какую стойкость они проявили, когда просто выжили в той войне, — говорит директор городского студенческого пресс-центра Екатерина Туголукова.

Действительно, можно произнести много правильных слов о необходимости беречь историю, о связи поколений, о том, что надо быть достойными памяти своих предков, но пока молодой человек через свою семью и близких не почувствует сопричастность к прошлому, его отношение к нему останется холодным и отстраненным. Как к странице в учебнике.

— Решение взяться за этот проект было очень ответственным, ведь его участникам предстояло максимально бережно и коррект­но использовать тот исторический материал, которым они обладают, — пояснила Туголукова. — И, на мой взгляд, у ребят это получилось.

Чтобы проникнуться историческим прошлым, студенты побывали на местах битвы за Ленинград — на Невском пятачке и на Синявинских высотах, посетили панораму «Пропавшие в кинохронике» на «Ленфильме», пообщались с представителями поисковых отрядов. Одновременно под руководством преподавателей участ­вовали в мастер-классах по созданию анимации и видеоконтента. Всего в проекте участвовали больше трехсот студентов и несколько десятков педагогов. Творческие результаты были представлены сокурсникам и членам жюри.

«Мне не удалось застать моего прадеда Василия Ивановича Финогенова, он умер в 2000 году, за два года до моего рождения, — говорится в видеофильме Елизаветы Шмагиной. — Но про него в нашей семье вспоминали часто, его считали героем. Когда началась война, ему было семнадцать лет. Он был призван в феврале 1942 года, участвовал в битве подо Ржевом. Бабушка говорила, что дедушка Вася не любил рассказывать о войне. Когда я почитала воспоминания фронтовиков о битве за Ржев, мне стало понятно, почему он отмалчивался…»

Другая студентка, Алина Аксеновская, начинает свой рассказ почти такими же словами: мол, застать прадедушку не удалось, но о нем много рассказывала бабушка. О том, что он прошел всю войну — точнее, в буквальном смысле этого слова прополз, поскольку был сапером.

Илья Иванович Иванов — так его звали — один раз едва не оказался в списке погибших. Было это во время Сталинградской битвы. Спасла его черта характера, которой, казалось бы, нет места на войне: он был очень аккуратен, во всем ценил порядок и тщательность… В тот день после боя санитары, доставая из развалин выживших, обратили внимание на до блеска начищенные сапоги солдата, который не подавал никаких признаков жизни. Санитары подумали, мол, что добру пропадать, и потянули за сапог. Боец слабо застонал… После лечения в госпитале Илья Иванов продолжил службу и воевал до самой Победы.

От себя добавлю: не все студенческие анимационные ролики пришлись мне по душе. Одни показались слишком примитивными, другие, наоборот, избыточно «сказочными». Но с этим ничего не поделаешь: выбранные студентами формы изложения максимально ориентированы на восприятие, свойственное современной молодежи. Она не очень любит читать длинные тексты (их нынче называют «лонгридами»), ей не очень по душе фильмы о войне, даже суперсовременные (мол, эмоциональный перегруз, слишком тяжело!), но она готова воспринимать хорошо знакомый ей аудиовизуальный контекст, основанный на коротких сообщениях.

Можно бесконечно спорить о том, хорошо это или плохо. Но если иначе не работает, то пусть хотя бы так, через анимацию и видеоролики, молодежь приобщается к исторической памяти.

— На выставке представлено лишь несколько десятков работ, — говорит Туголукова. — Чтобы увидеть все, что было создано, не хватит и целого дня.


#выставка #блокада #экспонаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7545) от 15.11.2023 под заголовком «Прошлое в жанре анимации».


Комментарии