В Государственный Эрмитаж скоро поступит часть собрания Юрия Абрамова

Юрий Абрамов — доктор физико-математических наук, профессор, крупный коллекционер и меценат, создатель Музея дворянского быта, существовавшего в здании Конюшенного ведомства с 1997-го по 2010 год. Это редкое по своей ценности и количеству экспонатов приобретение даже для Эрмитажа. О самых выдающихся предметах и о том, как происходит процесс закупки, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказывает Марина БЛЮМИН, заведующая сектором новых поступлений.

В Государственный Эрмитаж скоро поступит часть собрания Юрия Абрамова | Дмитрий Левицкий. Портрет великого князя Павла Петровича. Россия. Не ранее 1777 г./ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Дмитрий Левицкий. Портрет великого князя Павла Петровича. Россия. Не ранее 1777 г./ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

— Марина Алексеевна, сколько предметов из собрания Юрия Абрамова приобретает музей? И как вы их выбирали?

— Эрмитаж приобретает почти 150 предметов. Директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский сказал, что эти вещи должны отражать личность выдающегося коллекционера-антиквара. И, как нам кажется, мы справились с такой задачей.

Помогло то, что для всестороннего изучения произведений своей коллекции Юрий Шмавонович Абрамов в свое время привлекал лучших специалистов — хранителей из Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и так далее. Их статьи с атрибуцией памятников печатались в журнале «Звезда Ренессанса». Практически все отобранные для приобретения Эрмитажем предметы опираются на атрибуции, опубликованные в этом журнале.

— Расскажите, пожалуйста, о самых ценных предметах.

— Для музейного собрания чрезвычайно важен портрет великого князя Павла Петровича кисти Дмит­рия Левицкого. Он будет выставлен в постоянной экспозиции второй половины XVIII века.

Исключительную ценность представляет бюст Микеланджело Буонаротти, предположительно исполненный его современником Джованни Антонио Дозио. Он уже был представлен в Эрмитаже в 2018 году на выставке «Изучая Микеланджело».

Замечателен и женский портрет кисти флорентийского художника второй половины XVI столетия Франческо Морандини по прозвищу Поппи. А также картина Элиа­са Фрид­риха Кюхлина «Аллегорическое изображение встречи императрицы Екатерины II и императора Иосифа II на юге России в 1787 году». Она была написана художником, специализировавшимся на изготовлении расписных мишеней для соревнования в стрельбе, служила такой мишенью, имела многочисленные повреждения от выст­релов, а потом была отреставрирована. Картина экспонировалась у нас на выставке «Это сам Потемкин!». К 280‑летию светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического». И это только несколько примеров.

07_Элиас Фридрих Кюхлин (Elias Friedrich Küchlin) (1759-1836). Аллегорическое изображение встречи императрицы Екатерины II и императора Иосифа II на юг.jpg

Элиас Фридрих Кюхлин. Аллегорическое изображение встречи императрицы Екатерины II и императора Иосифа II на юге России в 1787 году. Последняя четверть XVIII в./ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа


— Среди приобретений есть и предметы прикладного искусства?

— Да, и многие из них имеют свои истории. Например, бюро-цилиндр с монограммой «А. Б. I» — великолепная работа русских мастеров мебельного дела конца XVIII века. На крышке — монограмма Александры Борисовны Измайловой, урожденной княгини Юсуповой, сестры Николая Борисовича Юсупова, богатейшего вельможи России, владельца множества земель, в частности, усадьбы «Архангельское» под Москвой. В 1760 году Александра Борисовна вышла замуж за простого дворянина Ивана Михайловича Измайлова, ближайшего сподвижника Петра III, который при Екатерине II сначала получил отставку, но потом сумел восстановить свое положение. Семья Измайловых проживала в Санкт-Петербурге, вращаясь в кругах высшей знати. Бюро, несомненно, заказное, исполнено русскими мастерами согласно моде своего времени.

— Каково состояние приобретенных вещей? Нуждаются ли они в реставрации? Войдут ли в постоянную экспозицию?

— Вещи в хорошем состоянии. Юрий Шмавонович не жалел средств на реставрацию, привлекая лучших специалистов. Поэтому планируется показать коллекцию на выставке, посвященной этому выдающемуся человеку, а впоследствии большую часть произведений разместить в постоянной экспозиции.

— На какие средства приобретаются эти вещи?

— Музей приобретает их на собственные средства. Это доход от управления Фондом целевого капитала Эрмитажа за несколько лет. Общая стоимость коллекции очень значительная, поэтому в нынешнем году мы сможем оплатить только часть предметов, в которую входят наиболее ценные в художественном и историческом плане произведения. Вторая часть будет оплачена в начале следующего года.

— Как часто Эрмитаж позволяет себе настолько крупные приобретения?

— Это исключительное по своей важности событие. Такие приобретения музей может позволить себе крайне и крайне редко.

— Почему вы обратили внимание именно на эту коллекцию?

— Юрий Шмавонович был давним другом Эрмитажа, не раз делал музею дары и всегда с гордостью показывал новые приобретения. Он мечтал о том, чтобы наиболее выдающиеся произведения из его коллекции впоследствии оказались в Эрмитаже. Ведь многие из них имеют не только художественную, но и мемориальную ценность, связаны с историей российского императорского дома, с Зимним дворцом.

Перед пандемией в личной беседе он говорил о намерении определить судьбу своего собрания и видел его именно в нашем музее.

Мы выполнили волю коллекционера, который ушел из жизни 26 декабря 2021 года, и продолжили традиции пополнения музейного собрания, заложенные его основательницей Екатериной Великой, которая приобретала для него самые значительные коллекции своего времени.


#Эрмитаж #экспонаты #меценат

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7567) от 18.12.2023 под заголовком «Продолжая традиции».


Комментарии