2Vtzqv4Hz9U

Эрмитаж открыл выставку к 800-летию со дня рождения Александра Невского

Ротонда, Концертный и Арапский залы вместили почти две сотни экспонатов XIII – XXI веков, напоминающих о главных событиях жизни героя Невского и Ледового сражений, святого Русской православной церкви, и о его роли в истории России.

Эрмитаж открыл выставку к 800-летию со дня рождения Александра Невского  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

По современным понятиям, князь Новгородский и великий князь Владимирский прожил недолгую жизнь, чуть больше сорока лет. Ему не было двадцати, когда он разбил шведов в устье Невы. Двумя годами позже он разгромил объединенные силы Ливонского ордена и епископа Дорпатского на льду Чудского озера. Исследователи до сих пор обсуждают, как ему это удалось.

Как полководец, он не проиграл ни одного сражения, как дипломат – сумел заключить мир с Золотой Ордой. Отразив нападение с запада, защитил православие. После смерти Александра Ярославича началась его слава как защитника земли русской. В 1547 году он был причислен к лику общерусских святых.

На выставке можно проследить, как со временем менялась иконография князя. В Древней Руси его, как принявшего перед смертью схиму, изображали в монашеских одеждах. При Петре I – как непобедимого полководца, прекрасного воина в рыцарских доспехах и императорской мантии. Заметно, что ориентиром для иконописцев могли служить парадные портреты Петра I.

У дома Романовых к Александру Невскому было особое отношение. Он был небесным покровителем не только нашего города, но и трех императоров – Александра I, Александра II и Александра III. Александр I молился перед его гробницей, отправляясь на войну с Наполеоном. В честь святого писалось большое количество икон и строились храмы. Иконы создавались к памятным событиям в жизни императорской семьи: рождениям наследников, восшествиям на престол, вступлению в брак, чудесным спасениям во время покушений. Часть экспонатов нынешней выставки с изображением святого Александра Невского принадлежала нескольким поколениям дома Романовых. Среди них драгоценный складень, выполненный по заказу владимирского дворянства для поднесения Александру III и Марии Федоровне в день коронации 

15 мая 1883 года, а также икона в шитом окладе с фигурами благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины, созданная по случаю серебряной свадьбы императорской четы.

Отдельный раздел выставки посвящен разным периодам бытования ордена Святого Александра Невского. От епископской мантии с вышитыми знаками ордена, принадлежавшей, скорее всего, одному из настоятелей Александро-Невской лавры, до современных орденских знаков.

И все же центральный экспонат выставки – серебряная рака, изготовленная в 1746 – 1752 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, найденного в России (на снимке). Вокруг нее строится повествование.

В августе 1724 года, в годовщину завершения Северной войны и заключения Ништадтского мира, по указу Петра I мощи святого князя с почестями перевезли из владимирского Богородице-Рождественского собора в Александро-Невский монастырь. На выставке можно видеть проект сооруженной для этого повозки и деревянный ковчег, в котором мощи прибыли в Петербург.

Ковчег был вложен в серебряный саркофаг, входящий в ансамбль монументальной серебряной гробницы. Кроме саркофага в него входят декоративные воинские трофеи, напольные подсвечники и большая пятиярусная пирамида. Авторы проекта придворные художники Г. Гроот и Л. Каравак. Десятки мастеров-серебряников и резчиков того времени трудились над сложным художественным оформлением гробницы с изображением сцен из жизни Александра Невского и текстами Ломоносова, все это в обрамлении орнаментальных мотивов в стиле барокко.

Комплекс гробницы был передан Эрмитажу из Александро-Невской лавры в 1922 году. Истории поступления памятника в музей, его бережного хранения, а также современной научной реставрации посвящен специальный раздел выставки.

Документы свидетельствуют о том, как музейные сотрудники спасли уникальное произведение искусства от переплавки – участи, постигшей в первые годы советской власти тысячи произведений церковного искусства. Еще не единожды после событий тех лет Эрмитаж сумел отстоять выдающийся памятник ювелирного искусства елизаветинского барокко. Во время Великой Отечественной войны мемориальный комплекс первым эшелоном отправили в эвакуацию на Урал, где сотрудники Эрмитажа следили за состоянием его сохранности. После возвращения в Ленинград началась реставрация памятника, в 1949 году серебряный ансамбль был установлен в Концертном зале Зимнего дворца.

Комплексная реставрация гробницы началась десять лет назад и продолжается по сей день. На выставке присутствует лишь изображение пятиярусной пирамиды. С ней работают реставраторы музея.

#выставка #Александр Невский #Эрмитаж #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (6937) от 03.06.2021 под заголовком «Победитель, принявший схиму».


Комментарии