В Эрмитаже завершилась реставрация кубка из горного хрусталя

Этот кубок польский король Август II Сильный подарил Петру Великому.

В Эрмитаже завершилась реставрация кубка из горного хрусталя | ФОТО Dexter Fernandes on Unsplash

ФОТО Dexter Fernandes on Unsplash

Работы продлились около десяти месяцев.

Сосуд составлен из трех очень тонко вырезанных кусков горного хрусталя, образующих корпус, ножку и подставку. Корпус украшен многослойным орнаментом. В нижней части кубка мастер вырезал волны, выше выгравированы цветы и травы. Они «прорастают» из деревьев и пней, основой которых являются выпуклые кус­ки минерала. Среди растений помещены гравированные изображения животных — медведей, зайцев, кабанов и других, виртуозно выполненные и живописно расположенные на поверхности хрусталя.

Каменная (хрустальная) часть кубка — работа итальянских резчиков миланской школы конца XVI века. Драгоценная оправа из золота, рубинов и полихромной эмали, вероятно, выполнена мастерами Южной Германии середины XVII века.

Первоначально кубок имел хрус­тальную крышку, но от нее сохранилась только сильно деформированная монтировка, увенчанная золотой короной. Подобные резные сосуды не использовались в быту, они служили украшением сокровищниц, кунсткамер или дипломатическими подарками. Согласно инвентарю Галереи драгоценностей, кубок, который хранится теперь в собрании Эрмитажа, курфюрст Саксонии и король Польши Август II Сильный преподнес Петру I.

Первым этапом реставрационных работ стали предварительные исследования. В их ходе реставраторы зафиксировали трещины в горном хрустале, деформации, трещины и разрывы золотого декора, сколы полихромной эмали. Кроме того, выяснилось, что оправы драгоценных камней разболтаны.

Возможность бережно и надежно реставрировать уникальные экспонаты из драгоценных металлов появилась во многом благодаря современным лазерным технологиям. Химическая и лазерная очистка позволила избавиться от загрязнений и следов предыдущих реставраций. После этого были частично устранены деформации золотого декора кубка. С помощью лазерной сварки реставраторы восстановили сломанные гнезда и заново закрепили драгоценные камни. Много времени заняла работа с полихромной эмалью, которую восстанавливали с помощью светоотверждаемых керамически-армированных композитов, обладающих мощными скрепляющими свойствами.

Деформированной короне тоже была возвращена изначальная форма, а разрывы и трещины на металлической конструкции декора крышки устранили с помощью лазерной сварки. Подложки драгоценных камней, которыми украшена эта конструкция и ножка кубка, были очищены с помощью установки оптоволоконной лазерной очистки.

Читайте также:

Ювелир оставил загадку. В Эрмитаже завершена реставрация коллекции Иеремии Позье

В Галерее графики Эрмитажа открылась выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века»


#Эрмитаж #реставрация #кубок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (7896) от 24.04.2025 под заголовком «Лазер помогает реставраторам».


Комментарии