Бесполетная зона. Как борются с дронами-нарушителями в центре Петербурга

Петербург, площадь Растрелли. На этом снимке словно столкнулись разные века: XVIII и XXI. Хрупкая жемчужина «осмьнадцатого» – Воскресенский собор Смольного монастыря, и жесть запрещающих знаков нашего времени с его регламентами. У прохожего, будь он петербуржец или турист, отважившийся снять маску и пуститься в летнее путешествие по родной стране, есть о чем задуматься, окажись он здесь.

Бесполетная зона. Как борются с дронами-нарушителями в центре Петербурга | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Ансамбль этого женского монастыря со всеми его церквями и жилыми пристройками, один из самых известных архитектурных памятников Северной столицы, много лет на реставрации. Леса окружают то одну его часть, то другую. «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывали о реставрации интерьеров церквей Захарии и Елизаветы, возведенных в северо-западной части комплекса. По соседству сегодня продолжаются работы в церкви Александра Невского. Идут ремонтно-восстановительные работы фасадов жилого каре с восточной стороны монастыря. Там, где жили монахини, до начала коронавирусной истории грызли гранит общественных наук студенты факультета политологии СПбГУ. Грядущая осень покажет, что и как им грызть дальше...

Собор Воскресения Словущего – таково его церковное название – давно вышел из лесов, сверкая свежей окраской. В нем идут службы, на которые созывает прихожан колокол, подвешенный над газоном перед главным фасадом храма. Как известно, Растрелли не успел возвести колокольню, но его неосуществленный проект до сих пор не дает покоя некоторым горячим головам. Есть охотники присоседиться к славе великого зодчего. Но это дело туманного будущего. А сегодня нас больше интересует вот этот верхний, желтый, навряд ли многим известный знак, венчающий пирамиду автомобильных знаков на снимке.

Что он означает, догадаться нетрудно: по центру его изображен дрон, а надпись на двух языках недвусмысленна: «No fly zone. Бесполетная зона».

На соответствующий запрос выуживаем из паутины: «Такие знаки в большом количестве установлены по периметру Московского Кремля и Красной площади – и так сегодня поступают во всем мире. Примерно такие же по дизайну и содержанию отпугивают владельцев беспилотников у Белого дома в Вашингтоне...». Сообщается также, что московские информационные знаки года три назад установила Федеральная служба охраны на том основании, что столичное небо закрыто для полетов, согласно п. 12 приложения к приказу Минтранса РФ от 6.09.2011 № 237 «Об установлении запретных зон». Как пояснили в ФСО, «никакие дроны, ни легкие, ни тяжелые, запускать в центре Москвы нельзя, потому что под их винтами люди, культурные ценности, памятники ЮНЕСКО. Даже внешне игрушечный беспилотник может натворить бед...» Понятно, что при этом, и, скорее всего, в первую очередь, учитываются соображения секретности, окружающей структуры власти.

Дроны-нарушители не сбивают. Специальные люди перехватывают сигнал управления и принудительно сажают аппарат, уверяет источник «Новости беспилотной авиации». А «Газета.ру» поясняет, что с ними борются «с помощью комплекса радиоэлектронной борьбы, искажающего сигнал GPS». Только в исключительных случаях власти могут разрешить каким-то организациям провести с помощью дрона съемку в бесполетной зоне. Так, одну из серий голливудского блокбастера «Форсаж» снимали с квадрокоптера в центре столицы, в районе набережной Москвы-реки. Для этого организаторы получили все необходимые разрешения. Подтвердили квалификацию пилота и даже оформили страховку, где была прописана ответственность - в том числе перед третьими лицами. Если вдруг такой дрон с камерой рухнет на ваш автомобиль или, не дай бог, вам на голову, то его владельцы и страховая компания за все заплатят.

В Петербурге, который во многом ориентируется на Москву, бесполетную зону над Смольным ввели в 2017 году. Кроме знака, что на нашем снимке, подобные можно увидеть сегодня на фонарных столбах по периметру квартала власти - на площади Пролетарской Диктатуры, возле пропилеев Смольного, а также на углу Смольного проспекта и набережной Невы.

И можно представить себе диалог каких-нибудь специальных дежурных в униформе, рассматривающих небо на мониторе над Смольным:

– Квадрокоптеры не пролетали?

– Ни дроны, ни ангелы!

...А вот насчет ангелов это зря. Кто-то же в них верит. Иначе бы не родился этот небесно-облачный растреллиевский шедевр.

#дрон #беспилотник #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6716) от 10.07.2020 под заголовком «Ангелы не пролетали?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?